Рим — вечный город, объединяющий современную изысканность с величием древней цивилизации. Где, как не в нем искать великую красоту? Разве что в кинотеатрах, ведь с 10 октября в прокат выходит фильм о Риме «Великая красота».
А о том, что искали и находили в столице Италии другие режиссеры, читайте в обзоре VashDosug.ru.
«Сладкая жизнь»
«Великую красоту» Паоло Соррентино называют свободным ремейком «Сладкой жизни» . Сходство между картинами, действительно, немалое: в каждой из них показаны развращенные нравы столичной богемы, обаятельный писатель-журналист, уставший от бессмысленности роскошной жизни, и, конечно же, город Рим, который выступает не столько как место действия, сколько как главный герой картины.
С первых же кадров «Сладкой жизни» Рим разворачивается перед зрителем во всем своем великолепии: кварталы простых рабочих, дома богачей, исторический центр города — все это благословляет с небес переносимая на вертолете статуя Христа Спасителя. Основные эпизоды фильма происходят в центре гламурной жизни столицы — на улице Виа Венета, где за столиками Café de Paris и Harry's Bar собирается отдыхающая элита и преследующие ее стервятники-папарацци. Самая знаковая сцена фильма создавалась возле знаменитой римской достопримечательности — фонтана Треви, в котором американская кинозвезда Сильвия () купалась вместе с очарованным ею журналистом Марчелло ().
Снятая более, чем полвека назад «Сладкая жизнь» сегодня по праву считается культовой картиной, во многом определившей дальнейшее развитие мирового кинематографа. Так что нет ничего удивительного в том, что Паоло Соррентино, создавший драму про Рим, вольно или невольно оглядывался на работу Федерико Феллини.
«Рим, открытый город»
Фильм — живой и многогранный портрет вечного города в месяцы нацистской оккупации. Работа над лентой началась еще в 1943 году, поэтому, вопреки представлениям туристов, Рим изображен не блистательной столицей, а скоплением разбомбленных домов, где ютятся измученные, но отважные герои. Единственная городская достопримечательность в фильме — это купол Святого Петра, в сторону которого молча бредут мальчики, ставшие свидетелями расстрела своего наставника — священника Дона Пьетро. Не по годам возмужавшие дети — будущие Рима и своей страны.
«Рим открытый город» ознаменовал не только триумфальное возрождение итальянского кинематографа после Второй мировой войны, но и возникновение итальянского неореализма, новаторские принципы которого наложили отпечаток на фильмы многих стран, в том числе и Советского Союза.
«Мама Рома»
«Маму Рому» создавал как полемическую отсылку к фильму Роберто Росселлини: в обеих картинах главную роль сыграла , и в каждой из них показаны бедные окраины Рима, куда не зачем заходить даже самым любопытным туристам.
Рим 60-х годов — это не город героев и честных тружеников, его населяют воры, падшие женщины, сутенеры и жестокие полицейские. От былого величия Рима остались лишь древние развалины, возле которых праздно шатаются малолетние преступники. Места же, где обитают богатые итальянцы, погружены в непроглядный мрак ночи, так что даже сложно сказать на какой именно улице бывшая проститутка по прозвищу «Мама Рома» зарабатывала свои деньги. А ведь делала она это из лучших побуждений: несчастная женщина всего-лишь хотела, чтобы ее сын жил в роскошном Риме, а не в убогой деревне среди кур и свиней.
Финал фильма — все тот же купол Святого Петра, но то, что в нем увидела отчаявшаяся героиня, едва ли могло прийти в голову персонажам из фильма Росселлини. Война окончена, но жизнь не стала лучше. И немецкие оккупанты на этот раз совершенно ни при чем.
«Римские каникулы»
Озорная комедия американского режиссера — самая обаятельная и романтичная картина из всех известных фильмов о столице Италии. В ней нет ни унылых окраин Пазолини, ни трагического пафоса Росселлини, ни тяжелой роскоши Феллини, есть только нескончаемые прогулки вокруг фонтана Треви, Колизея, Базилики Санта-Мария-ин-Космедин и прочих легко узнаваемых мест Рима. А в перерывах между осмотрами достопримечательностей — поход к парикмахеру, поедание мороженного, езда на мотороллере и, конечно же, танцы. Так проводит время сбежавшая из посольства юная принцесса Анна () и сопровождающий ее журналист-американец Джо Брэдли (). Каждый из персонажей преследует свою цель: Анна хочет отдохнуть от бесконечных церемониальных обязанностей, а Джо жаждет сделать сенсационный репортаж. Но в итоге обычная римская прогулка перерастает в нечто большее: она зарождает в сердцах героев любовь не только к вечному городу, но и друг к другу.
Успех «Римских каникул» и сыгравшей в них тогда еще никому неизвестной Одри Хепберн был грандиозен. Даже сегодня, спустя 60 лет со дня своей премьеры, американская картина по-прежнему считается лучшим киногидом по Риму.
«Римские приключения»
«Римские приключения» — это современный путеводитель по столице Италии в юмористической интерпретации , известного создателя жанра «интеллектуальной комедии». На оживленных улицах Рима разворачивается четыре самостоятельные истории, в которых задействованы как недавно приехавшие туристы, так и итальянцы живущие здесь не первый год. Все они, как на подбор, с причудами и каждый из них в Риме совершает маленькое, но очень важное открытие. Жизненные перипетии персонажей изображены очень мило, смешно и местами даже остроумно, но такое ощущение, что показаны они не в первый раз. Наверное, неслучайно Рим называют вечным городом: некоторые вещи в нем никогда не меняются.
«Римские приключения» — не лучшая комедия Вуди Аллена, но для тех, кто жаждет насладиться живописными видами солнечного города и непередаваемой экспрессией итальянцев, она, безусловно, окажется приятным развлечением.
«Талантливый мистер Рипли»
Главный герой картины — бедный паренек Том () приезжает в Италию из унылого Нью-Йорка с целью убедить сына американского миллионера вернуться в Штаты к отцу. Но разве может быть для молодого человека что-то прекраснее итальянского солнца и пляжей, очаровательных кафе и баров, где играет заводной джаз?
- Увидеть Венецию и умереть. Или это про Рим?
- Я хочу в Венецию.
- Сделай что-то, а потом умри. Хорошо, включаем Венецию в список.
Шутливо беседует молодой транжира () с простаком Томом. А далее все будет как в диалоге: смерть, Рим, Венеция... Ведь ради легкой аристократической жизни в Италии Том готов пойти на что угодно, даже на убийство.
В фильме удачно воссоздан итальянский колорит второй половины 50-х годов. Но красочный город Рим, как и другие области Италии, не могут принести радости обеспокоенному герою: их солнечный свет лишь подчеркивает тьму, овладевшую его душой.