17 октября в прокат выходит самая долгожданная премьера этой осени — комедия «Армагеддец» с и в главных ролях.

Знаменитые комики, уже уничтожившие тайную секту и полчище зомби, на этот раз будут освобождать родной городок от захвативших его пришельцев. Какие страхи героев олицетворяют иноземные враги — узнаем после просмотра картины, а пока VashDosug.ru предлагает вспомнить другие фильмы об инопланетянах, воплотившие в себе различные фобии человечества.

«Деревня проклятых»

Фантастический триллер Вольфа Риллы повествует о том, как некие космические силы оплодотворили всех женщин небольшой английской деревушки, а рожденные в итоге дети невероятно быстро развивались, используя против окружающих свои экстрасенсорные способности.

Американский исследователь хоррор-фильмов Дэвид Дж. Скал полагает, что сюжет фильма был вызван началом сексуальной революции и, как следствие, боязнью ее последствий. Конечно, идея рождения женщиной ребенка от нечеловека существует с древнейших времен, и не исключено, что изменение сексуальной жизни общества воскресила эти страхи. Но все же, думается, что в «Деревне проклятых» основной ужас заключается в другом. События фильма происходят в конце 50-х годов: в те годы воспоминания о Второй мировой войне еще были свежи, а холодная война уже таила в себе реальную угрозу. Неслучайно в фильме говорят о Советском Союзе и новом атомном оружие. Неслучайно ученый, который верил, что удивительные дети помогут совершить «скачок в науке на сотни лет вперед», осознает, что ошибался: они несут не помощь, а гибель человечеству. Детей нужно было остановить, как и колоссальное развитие технологий, используемых не во благо, но для совершенствования ядерного оружия. В этом смысле конец фильма бескомпромиссен.

«Вторжение похитителей тел»

Параноидальная атмосфера холодной войны и страх перед распространением коммунизма вдохновили многих создателей фантастических фильмов 50-х годов. Эти фильмы в свою очередь послужили хорошей основой для более поздних кинокартин. Так, в 1956 году Дон Сигел создал триллер «Вторжение похитителей тел», на который успели снять уже три ремейка. По их сюжету инопланетяне оказались бездушными растениями, способными принимать облик людей, уничтожая их во сне. В короткие сроки пришельцы захватили власть, а выжившие герои даже не знали, кому можно доверять, ведь инопланетные двойники отличались от настоящих людей только полным отсутствием эмоций.

Фобии, нашедшие отражение в фильме , не стоит ограничивать лишь «красной истерией» в эпоху маккартизма. Ужас перед демоническим двойником всегда будоражил умы людей и нашел воплощение во многих хоррор-фильмах. Ремейк 1978 года к тому же усилил этот пугающий эффект шокирующим осознанием героини того, что она, возможно, последний человек на земле.

«Война миров»

Идея вторжения инопланетян с технологиями, значительно превосходящими человеческие, хоть и кажется довольно старой, но актуальности своей не теряет. Впервые она была реализована в 1897 году в романе Герберта Уэллса, экранизированном в 2005 году . Таким образом, самый современный фильм из нашего обзора воплощает в себе самое классическое представление об инопланетянах, возникшее еще до Первой мировой войны.

Если в триллере Дона Сигела инопланетяне захватывали тело человека, уничтожая его душу, то в «Войне миров» они вступили с землянами в открытый бой. Поэтому фильм Спилберга не заражает зрителя безумным страхом заговора и преследований, но зато весьма впечатляет спецэффектами: молнии и землетрясение, суперсовременное оружие, массовые убийства людей, крушении домов и самолетов, всеобщая истерия. А на фоне развернувшейся катастрофы простой парень в лице актера Тома Круза пытается спасти своих детей от, казалось бы, неминуемой гибели. К счастью для него и всего человечества, у инопланетян есть слабые стороны, и страх перед непобедимым врагом сменяет радостное ощущение своей силы.

«Чужие среди нас»

Инопланетяне в кино — это стандартное проявление ксенофобии, свойственной всем людям. Каждый человек в глубине души опасается чужака, готового напасть на него и его родных. А что, если они уже поработили нас без войны, так, что мы этого даже не заметили?

Такой вариант событий показан в антиутопии Джона Карпентера, названной словенским культурологом Славой Жижеком «одним из самых забытых шедевров, сделанных в Голливуде». Оказывается, наше правительство и все богачи, стоящие у власти, — это инопланетяне или подкупленные ими люди. Они зомбируют простых смертных с помощью рекламных лозунгов, приказывающих подчиняться, размножаться, потреблять и не думать. А люди и не думают, потому что смотреть развлекательные передачи по телевизору гораздо приятнее, чем слушать жестокую правду.

Проблема, метафорой которой стала деятельность инопланетян в этом фильме, не теряет актуальности и по сей день. Спустя 11 лет культовая «Матрица» когда-то братьев Вачовски, а теперь брата и сестры, во многом повторила идею фильма, заменив врагов-инопланетян на враждебные компьютеры.

«Факультет»

Факультет — молодежный фантастический фильм, созданный совместными усилиями режиссера и кинодраматурга Кевина Уильямсона, автора сценария знаменитого слэшера «Крик».

Сюжет картины напоминает «Вторжение похитителей тел», но события на этот раз происходят в пределах одной школы и затрагивают в основном только подростков. Быстро поработив учителей, пришелец предлагает заманчивую перспективу ученикам: мир без злости и неуважения, мир, в котором никто больше не почувствует себя неудачником. В ответ на подобное предложение, герои из «Вторжения похитителей тел» мелодраматично отказывались жить без любви. В отличие от них тинейджеры из «Факультета» приходят в ужас от необходимости потерять свою индивидуальность, позволяющую им выделяться среди безликой толпы. Одержимые общим страхом стать как все, они победили пришельца с помощью наркотиков: ирония Родригеса и Уильямсона как всегда на грани допустимого

«Чужой»

«Чужой» и последующие его три продолжения не просто удачные фильмы ужасов про инопланетных монстров, а уже настоящая классика. Причем классика, ставшая предметом исследований многих киноведов. Причина этого таится в первую очередь в необычности образа «чужого». Славой Жижек в «Киногиде извращенца» сравнивал его с дьяволом из «Экзорциста», утверждая, что эта нечисть символизирует либидо человека, который не в состоянии осознать, что он сам и есть чужой, управляющий своим телом. Барбара Крид в статье «Ужас и монструозно-фемининное. Воображаемое отторжение (абъекция)» также расшифровывала подтексты фильма Ридли Скотта, опираясь на психоанализ Фрейда: через символы рождения, фигуры архаической первоматери и образы гениталий, поскольку «чужой» обладает явной фаллической формой.

Конечно, кинозрители могут не соглашаться с мнением ученых мужей и женщин, продолжая считать неземного монстра обычной кровожадной тварью. В любом случае опасность, исходящая от него, не может быть объяснима социальными страхами, вроде боязни заговора коммунистов или их нападения, хотя бы потому, что речь идет не столько о вторжении инопланетной армии на Землю, сколько о войне «чужого» с неизменно прекрасной Эллен Л. Рипли ().