Мелодрамы, триллеры, романтические комедии, кино авторское и документальное — в Петербурге началась Неделя французских фильмов. Ленты, не представленные в широком российском прокате, по 14 ноября демонстрируются в Открытой студии «ЛенДок».
Жерар, Сандрин, Сабина...
Французское кино у нас любили, любят и, что-то подсказывает, будут любить. Любовь эта порой принимает причудливые формы: одно только назначение Жерара нашего почетным удмуртом чего стоит. Но, с другой стороны, это ли не показатель искренности чувств к чужеземцу, в котором, впрочем, у нас давно души не чают? Как говорят в народе немножко по другому поводу: бьет — значит любит. Раз в крупных чертах лица сына французского жестянщика мы увидели что-то родное — значит, это любовь.
Ни в одном фильме нынешней Недели наш герой не снимался. Но, поверьте, это не повод не ходить на киносеансы. Хотя бы потому, что в афише — ретроспектива фильмов с обаятельной Сандрин Боннэр, вот уже добрых двадцать лет являющейся одной из ведущих актрис европейского кино. В программу, в частности, вошли ленты киноклассиков («Церемония преступления») и («Без крыши, вне закона») с молодой Боннэр в главных ролях и фильм Филиппа Лиоре «Мадемуазель», которую кто-то из критиков назвал «Мужчиной и женщиной» 2000-х, — тонкая, изящная и пронзительная лав-стори. Поклонникам актрисы настоятельно рекомендуем посмотреть документальную ленту «Ее зовут Сабина», где актриса, блеснула неизвестными гранями, выступив в качестве сценариста, режиссера и оператора. Фильм этот глубоко личный: Боннэр в течение 25 лет вела «видеолетопись» жизни младшей сестры Сабины, страдающей аутизмом, прошедшей через ад психиатрической больницы и только благодаря заботе и вниманию сотрудников реабилитационного центра вернувшей себе интерес к жизни. Боннэр-режиссер не предлагает наблюдать за нездоровым человеком, она рассказывает историю талантливой личности, долго и тяжко пытавшейся стать полноценной частью социума. Проблема понятная не только французам, которым, кстати, принадлежит поговорка: без надежды надеюсь.
Кадр из фильма «Отец моих детей».
Се ля ви
Они вообще отличаются какой-то утонченной жизненной мудростью, эти потомки галлов. «Никогда не поздно быть тем, кем хочется», «единственный выход — это правда», «отбрось то, что не есть ты» — афоризмы, приписываемые французам. Неудивительно, что ленты, представленные в программе, при всем разнообразии жанров, объединяет одно: рассказывают они так или иначе про то, как печальна, сурова, трогательна и смешна одновременно бывает жизнь. Которая и блеск, и роскошь, и безграничные возможности: именно ради этого призрачного счастья ввязываются в крупные неприятности юные героини фильма «Все то, что сверкает» (реж. Эрве Мимран и Жеральдин Накаш). Но и крах надежд, и испытания, и проверка. Выдержать удается не каждому: герой ленты Миа Хансен-Леве «Отец моих детей», счастливый человек и удачливый продюсер, ударов судьбы не перенеся, выбрал добровольный уход из жизни. Хорошо, если рядом любящие люди, хотя с любовью порой все так непонятно, особенно если она не просто любовь, а любовь-отвращение: именно такие чувства 35-летний Даниэль, герой «Преследования» (реж. ), питает к своей подруге Соне. А герой фильма «Перемена адреса» (второе название — «Переезд») режиссера Эмманюэль Муре приехал в Париж, где ему, молодому музыканту, мерещатся перспективы, а пока он снимает квартиру на паях с какой-то взбалмошной девицей, дает частные уроки игры на валторне и влюбляется в свою ученицу — сюжет развивается по законам жанра, но... Нет-нет, сохраним интригу и раскрывать все тайны не станем. Спорьте, сомневайтесь, интригуйте даже, удивляйтесь, преклоняйтесь вместе с героями, перед героями. В конце концов разве месье Симон Вольберг, герой фильма «Семья Вольберг» (реж. Аксель Ропер), мэр небольшого городка, истинный слуга народа, не заслуживает уважения за свою работу, а еще за то, что более всего на свете любит свою семью, правда, от его такой одержимости порой домочадцам становится по-настоящему душно, но какое это имеет значение, если речь идет о настоящих семейных ценностях?
«C'est la viе», — говорят французы, се ля ви — такова жизнь. Драматизм в ней сочетается с фарсом, фарс — с лирикой. А если умножить все это на хороший режиссерский замысел, качественную актерскую и операторскую работу, то тогда и получится то, о чем мы сейчас так подробно говорили, — французское кино.