С 16 февраля в российских кинотеатрах покажут бельгийскую драму «Разомкнутый круг», получившую приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале прошлого года. Престижная награда — едва ли не единственный способ привлечь внимание зрителей к фильму, ведь о ее режиссере — — в России слышали до сих пор очень немногие.
Феликс ван Гроенгинен — 37-летний фламандский режиссер, хорошо известный у себя на родине и постепенно завоевывающий славу за рубежом. В 2000 году он закончил Королевскую Академию Изящных Искусств в Генте, и уже спустя четыре года его первая полнометражная кинокартина «Стив и Скай» завоевала приз имени Жозефа Плато в номинации лучший бельгийский фильм. Третья работа режиссера — «Фламандские натюрморты» была выдвинута на премию «Оскар» от Бельгии. Снятый следом за ней «Разомкнутый круг» также вошел в список претендентов на эту престижную кинонаграду.
«Разомкнутый круг» — это драма о взаимоотношениях одержимого Америкой музыканта Дидье и его возлюбленной Элис — очаровательной блондинки, постоянно украшающей свое тело живописными татуировками. В целом, сюжет фильма довольно прост: совместная жизнь эксцентричной пары была идеальной, пока однажды у их маленькой дочери Мейбелл не обнаружили рак. Трагедия разрушила семейную идиллию, а тот от факт, что герои — люди весьма необычные, никак не повлиял на развитие событий, разве что слегка определил финал картины: Дидье и Элис признались друг другу в любви самым привычным для них языком — языком музыки и татуировки.
Кадр из фильма «Разомкнутый круг».
На самом деле «Разомкнутый круг» можно было бы назвать ничем особо не примечательной работой, если бы не одна ее особенность, которая хоть немного, но все же добавила картине оригинальность: Феликс ван Гроенгинен отказался от хронологической последовательности событий, но, разбив этапы отношений героев на множество эпизодов, расположил их в фильме в почти произвольном порядке. Признаться, поступи режиссер иначе, и его работа оказалась бы скучным нагромождением сентиментальных клише, а так вышла вполне гармоничная драма с элементами мелодрамы о любви и мюзикла в стиле блюграсс, в которых одни эмоциональные преувеличения нивелируются другими.
Не стоит все же делать выводы о Феликсе ван Гроенгинене, упоминая лишь его последний фильм, тем более что даже поверхностный взгляд на творчество еще молодого художника говорит о том, что он активно учится, постепенно вырабатывая свой почерк.
Дебютный фильм бельгийского режиссера, так же как и «Разомкнутый круг», был посвящен любви эксцентричных персонажей: бывшей проститутки Скай, талантливо симулирующей эпилепсию ради шутки, и мелкого преступника Стива, успевшего отсидеть небольшой срок в тюрьме за торговлю наркотиками. Герои сошлись довольно быстро, но несмотря на то что Скай — неординарная девушка, поразившая Стива красотой с первого взгляда, обеспокоенный парень категорически отказывался от любых обязательств.
Кадр из фильма «Стив и Скай».
«Стив и Скай» — это первый и не совсем удачный опыт Феликса ван Гроенгинена на поприще режиссера. Начинающий художник стремился быть оригинальным, но ему не хватало чувства меры и практики, чтобы изображать яркое по-настоящему ярким, а не запутанным и сложным для восприятия. Бунтарский дух сумасшедшей молодости утонул в бесконечной череде сумбурных сцен, и фильм остался практически неизвестным за пределами Бельгии. Впрочем, в нем уже есть то, что даст о себе знать в более поздних картинах режиссера — любовь к эффектным героиням, отказ от линейной хронологии, стремление к изображению не столько значимых событий, сколько сцен, характеризующих персонажей, которые с каждым фильмом становятся все опытнее и старше, будто сам режиссер каждые три года осмысливает собственную жизнь.
В 2007 году в прокат вышла следующая драма Феликса ван Гроенгинена под названием «С такими друзьями». В ней стиль режиссера значительно изменился: стал ровнее, проще. Изменились и персонажи: безбашенных юнцов сменили молодые люди, вынужденные постигать азы взрослой жизни. Возвращение в родной городок их подруги «черной» Келли напомнило героям о том, как они веселились несколько лет назад, но в конечном счете ни к чему не привело. Ведь все они, хоть и были одержимы сомнениями, как Стив, но в отличие от него уже грустно смирились с тем, что свобода — штука весьма иллюзорная. В целом, внутренний мир мужских персонажей дается Феликсу ван Гроенгинену проще, чем женский. Это меняется только в его последней картине «Разомкнутый круг», в котором несомненное любование героиней дополнилось развернутым изображением ее переживаний.
В 2009 году Феликс ван Гроенгинен снял «Фламандские натюрморты» — свой первый по-настоящему стоящий фильм, принесший ему мировую славу. Премьера «Натюрмортов» состоялась на Каннском кинофестивале, где фильм был награжден специальным призом Международной ассоциации артхаусных кинотеатров. В Бельгии фильм стал абсолютным лидером проката.
Кадр из фильма «Фламандские натюрморты».
Очаровательных героинь в этой кинокартине уже не найти, зато здесь есть очень колоритные мужчины — четыре брата Строббе: все как на подбор алкоголики, хулиганы и тунеядцы. У одного из них, Марселя Строббе, есть сын — 13-летний мальчик Гюнтер, брошенный матерью и потому вынужденный выживать среди своих непутевых родственников. Жестокий натурализм сцен сглаживается юмором, но тревожный вопрос «кем же вырос Гюнтер после такого воспитания?» не дает окончательно превратиться в фильму в легкомысленную комедию. Поначалу взрослый Гюнтер производит впечатление жалкого подлеца, отчего изображение его детства, напоминающее чреду блеклых полароидных снимков, воспринимается еще болезненнее. Но в конце концов становится ясно, все было не так уж и плохо: Гюнтер немалого достиг в этой жизни и, возможно, хоть сам не верит в это, сможет стать хорошим отцом. Герои «Разомкнутого круга» продолжили эстафету взросления персонажей и были изображены уже как идеальные родители.
На данный момент «Фламандские натюрморты» — это лучший фильм молодого режиссера, во многом благодаря сценарию, в основу которого лег популярный в Европе роман Дмитрия Верхюльста. В отличие от него «Разомкнутый круг» адаптирует менее известное произведение — пьесу Йохана Хелденберга, актера, исполнившего главную роль в этой картине и второстепенные, но очень значимые роли в фильмах «Стив и Скай» и «Фламандские натюрморты». К сожалению, ни роман, ни пьеса до сих пор не были переведены на русский язык, поэтому можно лишь строить предположения о достоинствах этих сочинений, как, впрочем, и о дальнейших планах режиссера.
Что собирается снимать Феликс ван Гроенгинен прессе пока не известно, но кто знает, может, его лучшая картина еще впереди и о ней скоро заговорит весь мир! Будем на чеку и в случае чего сразу известим наших читателей о новых успехах молодого режиссера.