К выходу в российский прокат драмы «Охотники за сокровищами» VashDosug.ru подготовил материал о -режиссере.

От «Скорой» до Родригеса

Творческая биография американской кинозвезды Джорджа Клуни — это хорошее доказательство того, что, проявив должное усердие, человек может достичь всего, что только пожелает. Не вдаваясь во все подробности, скажем только, что один из самых сексуальных мужчин планеты, обладатель двух «Оскаров» и четырех «Золотых глобусов», актер, получающий десятимиллионные гонорары, когда-то часто оставался без денег на еду и даже самой незначительной роли в малобюджетном кино. Все изменилось, как только Джорджа Клуни взяли на одну из главных ролей в телевизионной драме NBC «Скорая помощь». С художественной точки зрения этот сериал был далеко не лучшей передачей, но, тем не менее, он оказался успешным проектом, благодаря чему Джордж Клуни стал знаменит, в первую очередь, конечно, среди женской аудитории. Затем, продолжая сниматься в «Скорой помощи», актер сыграл главную роль в культовой картине «От заката до рассвета». С этого момента Джордж Клуни приобрел статус профессионала, представляющего интерес для самых маститых режиссеров, специализирующихся на дорогих блокбастерах.

Новый уровень

Кадр из фильма «Признание опасного человека».

Однако подобный успех не удовлетворил амбициозную кинозвезду: он гнался не за легкими деньгами, а за настоящей славой, которая во многом зависит от художественного вкуса самого актера. Поэтому среди фильмов, в которых он снялся, оказались такие интеллектуальные картины как «Тонкая красная линия» , «О, где же ты, брат?» и «После прочтения сжечь» братьев Коэн (, ), «Солярис» (фильм провалился в прокате, но сам выбор темы впечатляет).

Но и на этом актер не успокоился и решил реализовать свой творческий потенциал уже в режиссуре. В результате, будучи одним из самых знаменитых актеров современности, Джордж Клуни прославился и как режиссер.

Его первая картина — «Признание опасного человека» — провалилась в прокате. Удивительно, но при этом она оказалась не просто качественной, но по-настоящему увлекательной и даже философской работой, завоевавшей несколько престижных наград. Во многом это заслуга — одного из самых оригинальных сценаристов современности, к тому моменту уже получившему известность за работу над фильмом «Быть Джоном Малковичем». В основу сценария «Признания опасного человека» легла биография Чака Бэрриса — реально существовавшего автора популярных телешоу, а в свободное от работы времени киллера, работающего на ЦРУ. Джордж Клуни сразу проникся остроумной иронией сценария и принял смелое решение — не брать на главную роль , популярность которого привлекла бы зрителей, но разрушила бы образ главного персонажа: как бы ни старался актер, в то, что он закомплексованный неудачник, его многочисленные фанаты не смогли бы поверить.

Кадр из фильма «Мартовские иды».

Первоначально планировалось, что невероятную историю Чака Бэрриса экранизирует или , режиссеры, безусловно, талантливые, но так и не проявившие себя как мастера ретро-комедии. В отличие от них Джорджу Клуни это направление пришлось по душе. Не только «Признание опасного человека», но и все его последующие фильмы были проникнуты романтической ностальгией по XX веку. Даже четвертая работа Клуни — «Мартовские иды», повествуя о настоящем времени, каким-то чудом оставляет ощущение, что все эти события могли происходить очень давно.

Любовь к недалекому прошлому и умение переносить его атмосферу на экран не единственная особенность Джорджа Клуни как режиссера. Многие черты «Признания опасного человека» нашли отражение в его дальнейших фильмах. Причем, о том, что это не случайность, а осознанный выбор, говорит тот факт, что, начиная со своей второй картины, Джордж Клуни всегда принимал участие в написании сценариев, таким образом, полностью включившись в кинопроцесс, одновременно и в качестве режиссера, актера, и сценариста.

Визитной карточкой его фильмов стало присущее ему чувство стиля, звездный актерский состав и стремление к постановке серьезных вопросов. В первую очередь режиссера волновала природа славы. Почти в каждой его кинокартине есть персонаж, который знаменит на всю страну, но не в силу своих высокоморальных качеств или других исключительных особенностей, а просто потому что ему повезло: в обществе царил страх и он смог этим воспользоваться («Доброй ночи и удачи»), ему приписали достоинства опытные пиарщики («Мартовские иды») или людям нужен был герой («Любовь вне правил»). Вероятно, проблема славы очень близка самому Клуни, который так неожиданно стал всеобщим кумиром. В своих интервью он утверждал, что просто вытащил счастливый лотерейный билет, в то время как множеству других талантливых актеров почему-то не повезло.

Поиски себя

Кадр из фильма «Доброй ночи и удачи».

Ну и главная отличительная черта его творчества — это постоянные поиски себя в новых направлениях, без остановки на чем-то одном. В результате каждый новый фильм Клуни не похож на его предыдущий. Сначала было снято «Признание опасного человека» — увлекательная комедия с элементами остросюжетного триллера. Затем — «Доброй ночи и удачи» — черно-белая артхаусная драма о терроре антикоммуниста Джозефа Маккарти и высокой миссии, возложенной на прессу. В этом сложном для восприятия фильме события, выдернутые из широкого исторического контекста, происходят лишь в студии, где снимаются новости, и в баре, где отдыхают журналисты. На фоне других режиссерских работ Джорджа Клуни драма «Доброй ночи и удачи» получила самое большое количество кинонаград.

После серьезной драмы режиссер неожиданно обратился к жанру легкой комедии и снял простую картину о развитии американского футбола и разоблачении лжегероя Первой мировой войны. Сделана комедия несколько бессистемно, зато со вкусом: мягкий юмор, очаровательные персонажи, яркие костюмы и вновь внимание к быту прессы. Фильм в целом похвалили, но ажиотажа он не вызвал. Его следующая работа «Мартовские иды» была мрачным политическим триллером. Она также не отразила никаких неожиданных кинематографических находок, но зато Джордж Клуни проявил себя как опытный режиссер-постановщик. В результате картина получила немало положительных отзывов, а также ряд престижных наград и номинаций.

Охота без трофеев

На съемках фильма «Охотники за сокровищами».

Последняя картина Джорджа Клуни — «Охотники за сокровищами» вновь вернула режиссера к его мягким шуткам и воссозданию эпохи прошлых лет. Теперь под его пристальным вниманием оказалась не проблема славы, а образ великого искусства, за которое можно, а иногда даже нужно, умереть. Историческая драма повествует о конце Второй мировой войны, а точнее, небольшой команде искусствоведов, отправившихся на поиски картин и статуй, похищенных нацистами в странах Европы. На удивление, новый фильм уже опытного режиссера стал его первым настоящим провалом: он получил массу отрицательных отзывов, причем не только в России, но и в США. Причина этого кроется не в том, что Джордж Клуни, создавая фильм на основе реальных событий, исказил исторические факты (режиссер имеет право на художественный вымысел), и даже не в том, что он изобразил американцев героями, француженок — соблазнительницами, а русских — злодеями (в США могли закрыть глаза на этот неполиткорректный патриотизм). А в том, что его фильм задумывался как высокая драма, а оказался всего лишь набором слабо связанных между собой сцен, в которых участвуют не живые харизматичные люди, а донельзя клишированные персонажи, чего никак не ожидаешь от престарелых деятелей культуры с оружием на плечах. Вдобавок, все идеи фильма произносит закадровый голос, тем самым не давая зрителям самостоятельно подумать хотя бы над немногочисленными символами, вроде огромного флага США или старика и ребенка, уходящих в свет.


«Охотники за сокровищами» не могут претендовать ни на фестивальные награды, ни на симпатию любителей мейнстрима: слишком скучным и нравоучительным получился фильм, даже несмотря на звездный актерский состав и юмор в стиле «Одиннадцати друзей Оушена».


После драмы «Доброй ночи и удачи» Джордж Клуни не столько создавал что-то новое, сколько старался освоить популярные направления в кино, и раньше ему это удавалось. Но на этот раз он взялся за слишком сложную для него тему. Как режиссер он не смог гармонично объединить драму с комедией и экшеном, а как сценарист не справился с масштабным героическим сюжетом. Что ж, будем надеяться, что для Джорджа Клуни этот отрицательный опыт не останется безрезультатным и уже в скором времени американский режиссер вернется к успеху своих первых работ.