«Ной» — вольная экранизация эпизода из Ветхого Завета, угодившая в умелые руки Даррена Аронофски — не только калорийный блокбастер, но и непредсказуемый психо-триллер.

Прежде, чем погибнуть в бою, отец Ноя Ламех завещает мальчику помнить о своем около-божественном (прямиком от Адама) происхождении и просит беречь себя. Ной бережет: живет долго (к моменту основных событий ему, по Библии, исполняется шестьсот лет), тихо и незаметно, с красавицей-женой (Дженнифер Коннелли), тремя сыновьями и приемной дочкой (первая после «Энтони Хопкинс), анахоретствующим в горной пещере, герой принимается за строительство.

Энтони Хопкинс), анахоретствующим в горной пещере, герой принимается за строительство.

В воображении продюсеров экранизация одного из ключевых эпизодов Ветхого Завета наверняка рисовалась эдаким грандиозным фэнтези-блокбастером. Но — что существенно — с духовной составляющей. Поэтому к постановке и был привлечен не Роланд, скажем, Эммерих, маститый повелитель широкоэкранных стихий, а визионер Черный лебедь») имеет счастливую особенность оказываться не только элементарно смотрибельным, но и развлекательным. Шаг рискованный, но в данном случае оправданный. Получив на руки рекордный в карьере бюджет в 120 миллионов долларов, Аронофски ведет себя по-джентльменски, соблюдая правила жанровой игры. Так, строят ковчег не только Ной с сыновьями (они бы, положим, справились и сами, но, в отличие от библейских долгожителей, у посетителей мультиплексов тупо меньше времени и больше охоты до динамики).

Черный лебедь») имеет счастливую особенность оказываться не только элементарно смотрибельным, но и развлекательным. Шаг рискованный, но в данном случае оправданный. Получив на руки рекордный в карьере бюджет в 120 миллионов долларов, Аронофски ведет себя по-джентльменски, соблюдая правила жанровой игры. Так, строят ковчег не только Ной с сыновьями (они бы, положим, справились и сами, но, в отличие от библейских долгожителей, у посетителей мультиплексов тупо меньше времени и больше охоты до динамики).

На подхвате у героев рубят, пилят и строгают (а также пляшут, сражаются, взрываются и возносятся на небо) Стражи — грозные снаружи и гуманные внутри каменные великаны, напоминающие и энтов из «Властелина колец», и трансформеров из «<a href=">Трансформеров»: какая современная сказка без великанов. К ковчегу тремя волнами миграции красиво и массово устремляются птицы, земноводные («Гадов тоже берем?» — единственная на весь фильм шутка) и животные, от мамонтов до мимишечных ланей. На высоком изобразительном уровне решены сцены битвы гигантов с потомками Каина (пускай она и выглядит все-таки рабочим материалом к той же трилогии Джексона) и собственно потопа.

Но, честно откатав все четверные тулупы обязательной экшн-программы в двух первых третях картины, ближе к финалу Аронофски рубит швартовые и пускается в произвольное плавание, немногим обязанное каноническим текстам (что успело вызвать возмущение представителей христианских и иудаистских концессий на предварительных показах). Заключительные сорок минут — бенефис Рассела Кроу (главная роль настолько по нему, что даже странно представить, что первоначально фигурировали кандидатуры более, так сказать, модных Майкла Фассбендера и