Марк Уэбб свою режиссерскую карьеру начал с рекламных роликов и музыкальных видеоклипов, за которые он неоднократно получал призы. В кино карьера также стартовала успешно — романтическая комедия Уэбба «500 дней лета» была номинирована на «Золотой глобус». Именно за любовь к романтике продюсеры, решившие несколько лет назад вернуть на экраны Человека-паука, выбрали Марка Уэбба. Успех окрылил всех, и вот сейчас выходит уже второй фильм Уэбба о супергерое.
— Марк, признайтесь, вы согласились снимать историю про Человека-паука, потому что трудно устоять перед искушением перейти от инди-кино, каким был ваш дебют, к масштабному голливудскому?
— Такая возможность, конечно же, меня привлекала. Но по-настоящему манком стала сама тема. Знаете ли, я с самого раннего детства грезил Человеком-пауком. С той самой минуты, когда однажды родители дали мне подушку с наволочкой, на которой красовался Spider-Man. Так что я познакомился с ним задолго до того, как мне попали в руки комиксы о нем. Мне сразу приглянулся этот парень в ярком костюме, ловко прыгающий в воздухе. Я как-то сразу почувствовал, что он доброжелателен. Так что я вырос с Человеком-пауком, мне казалось, что я его знаю, как можно знать собственного брата. Тем более что в детстве друзья постоянно надо мной подшучивали, обыгрывая мою фамилию, и называли меня Spider-webb.
Потом, когда я уже подрос, я осознал уникальную особенность этого супергероя, которая в том-то и заключается, что никакой он не супергерой. Он простой парень из Квинса — не богат, не влиятелен, и с девочками у него проблемы. Ну, кто из нас не чувствовал себя таким же аутсайдером, как Питер Паркер? На его месте можете быть вы, я, кто угодно, и поэтому у нас с ним такая эмоциональная связь.
— В предыдущем фильме вы акцентировали внимание на взрослении Питера Паркера, на том, как он переживал потерю родителей, и на его взаимоотношениях с Гвен. Чего нам ждать на этот раз?
— Мне бы не хотелось раскрывать интригу — сами понимаете, почему. Замечу лишь, что если в прежнем фильме Питер еще только учился быть Человеком-пауком, теперь он уже профи. Он по-прежнему встречается с Гвен, но над ним дамокловым мечом висит обещание, которое он дал отцу девушки, — навсегда уйти из ее жизни, чтобы не подвергать опасности. Однако сдержать обещание ему не так-то просто.
— Вы вновь уделили много внимания романтической линии?
— Да, мне кажется, это правильно — я с самого начала хотел снимать эмоционально заряженное кино. Кстати, для того чтобы сосредоточить внимание зрителей на взаимоотношениях Питера и Гвен, мы убрали линию знакомой нашего героя Мэри Джейн Уотсон, отложив ее на потом. И это несмотря на то, что актриса Шейлин Вудли не просто прошла кастинг на эту роль, а даже успела сняться в некоторых эпизодах. Шейлин была прекрасна, но я не мог поступить иначе — мне хотелось избежать ситуации возможного любовного треугольника. В этом фильме для нас важно было напомнить, что надо ценить время, которое нам отпущено быть рядом с любимыми. Эта тема, конечно, не нова, об этом много написано книг и снято фильмов, но она по-прежнему резонирует в нас.
К тому же романтическая линия просто была «обречена» на развитие, ведь влюбленных у нас играет такая отличная пара.
— Которая, кстати, и в реальной жизни стала парой. Так что вы в своем роде «виновник» их романа, который случился на съемках предыдущего «Человека-паука». Вы помните их первую встречу?
— Что-то между ними возникло еще на кастинге. Они танцевали друг с другом, и было невероятно интересно наблюдать за ними. Поэтому-то я был уверен в успехе картины — чувства Эндрю и Эммы просто выплескивались на экран.
— Какие конкретные качества Эндрю и Эммы пригодились для роли Питера и Гвен?
— Гарфилд очень глубокий и эмоциональный парень, и это то, что надо для нашего совестливого Питера Паркера. И в то же время он очень открытый, что, конечно, придает харизматичности нашему герою. Вообще я хочу заметить, что Эндрю уникальный парень — он не просто играл Человека-паука, а привносил массу интересных идей, которые я с удовольствием брал на вооружение.
— А что скажете про Эмму Стоун?
— Эмма невероятно обаятельна, красива, умна, а мы Гвен видели упорной девушкой, обладающей научным складом ума. И при всем этом Эмма не боится быть смешной. Когда в женщине есть чувство юмора — это замечательно, потому что это гарантирует отсутствие в ней всякого налета пошлой «гламурности». Только такая девушка и могла понравиться нашему умнику Питеру Паркеру. Нам невероятно повезло, что Эмма согласилась стать Гвен.
— Фирменное место действия саги о Человеке-пауке — Нью-Йорк. Вы здорово себе усложнили жизнь натурными съемками?
— Ну, ради Нью-Йорка стоило помучиться. Этот город умеет быть разным. Он завораживает, но в то же время оборачивается в чудовищно враждебное место для тех, кто замкнут в себе и одинок. Им он не дарит спасения. Эта амбивалентность Нью-Йорка для нас и ценна — в разных обстоятельствах жизни Питера он поворачивается к нему и той, и другой стороной.
Но стоит признать, что съемки в Большом яблоке — это вызов для любого кинематографиста. Можно было ограничиться декорациями, но мне хотелось окунуться в жизнь реального Нью-Йорка. Я, конечно, не ожидал большого добросердечия со стороны его обитателей — давным-давно прошли те времена, когда съемки кино, даже про супергероев, завораживали людей. Сегодня все думают лишь о том, как бы вовремя добраться до работы. Но такое отношение только вдохновило нас на создание максимально реалистичной картинки. Так что у зрителей возникнет ощущение, что они находятся в реальном мире, а не в кино. Но это отнюдь не значит, что мы пошли по пути минимализма — напротив, мне хотелось создать очень зрелищный, динамичный фильм. Чтобы от него дух захватывало — как у нас, когда мы маленькими читали комиксы про Человека-паука. Поэтому мы насытили наше кино спецэффектами, боевой хореографией. Да что говорить — в нем целых три злодея!
— А вот с этого места, пожалуйста, подробнее…
— Злодеи, обитающие во Вселенной Marvel Comics, очень колоритны и многообразны, они открыты для интерпретации, поэтому заниматься ими одно удовольствие! (Cмеется.) На этот раз главный злодей — Электро, способный управлять электрическим током и молниями (его играет Джейми Фокс, тот самый, что у Квентина Тарантино сыграл Джанго Освобожденного. — «ВД»). Меня привлекли экстраординарные, с точки зрения кинематографии, возможности этого персонажа, и к тому же было очень любопытно разобраться в психологии человека, который и стал Электро. Напомню, что на самом деле его зовут Макс Диллон, и проблема этого парня в том, что мир его игнорирует, он постоянно унижен и никогда никем не был любим. Поэтому хотя он и враг Питера Паркера, он поневоле вызывает сочувствие. Мне кажется, Джейми Фоксу удалось добиться того, чтобы у зрителей возникало такое противоречивое чувство и понимание истоков его «дурного» характера. Чувство стыда и неполноценности являются универсальными предшественниками и для страсти к разрушению, и для стремления к героизму. Герои и злодеи имеют так много общего! И что любопытно в отношении Электро: поистине захватывающая траектория преображения этого героя, ведь вначале он самый большой поклонник Человека-паука, а потом, напротив, самый его большой враг.
— А кто еще несет зло?
— Я не буду раскрывать интригу, но скажу, что один из злодеев — бандит русского происхождения, чья кожа после эксперимента покрылась непробиваемым панцирем, за что он и прозван Носорогом (его сыграл Пол Джаматти. — «ВД»). Этот персонаж не влияет на развитие сюжета, просто он очень кинематографичен, и мне захотелось его ввести в эту историю. Ну, и, наконец, злая сила, которая имеет много различных граней, — это корпорация Oscorp, настоящая империя зла…
— Марк, вы подписали контракт на третий фильм о Человеке-пауке. Вы уже знаете, о чем он будет?
— Мне кажется, я оставил немало зацепок для дальнейшего развития истории. Полагаю, что концерн Oscorp будет играть свою зловещую роль. Вот и все, что я могу сказать.
— Однако вы лаконичны…
— Но послушайте, нельзя от меня сейчас требовать многого! Вы же не будете спрашивать только что родившую женщину, не хочет ли она забеременеть снова. Все ее помыслы о младенце. То же самое можно сказать и обо мне: сейчас я думаю лишь об этом фильме. Пройдет немного времени, и, конечно, я начну фантазировать. Надеюсь, моих фантазий хватит на третью часть. Я отлично провожу время на съемках «Человека-паука», но дальше я все-таки хотел бы заняться чем-то другим.
— Но вы уверены в перспективах франшизы?
— Здесь все зависит от мастерства кинематографистов — сама тема беспроигрышна, ведь привлекательность супергероев коренится в нашем вечном стремлении победить злых парней. К тому же с течением времени эта тема стала более сложной и тонкой. Вот и мы стремились к сложному комплексу эмоций — не ограничивались предательством и трагедией, а добавили романтики и юмора.
Благодарим за помощь при подготовке материала кинокомпанию WDSSPR.