В этом месяце на экраны выходит долгожданный фильм Станислава Говорухина «Weekend», официальная премьера которого состоялась еще в мае 2013 года на фестивале «Кинотавр».

Главный герой картины — менеджер крупного холдинга Игорь Лебедев (Максим Матвеев) убивает аудитора компании, грозящего раскрыть его преступные махинации. Выходя из офиса, Игорь застревает в лифте, где и проводит все выходные. Дальнейшие события, развивающиеся стремительно и неожиданно, и приводят героя «на эшафот».

VashDosug.ru встретился с режиссером фильма Станиславом Говорухиным после закрытого показа «Weekend» в кинотеатре «Люксор» и поговорили о преступлении, наказании и современном кино.

— Когда-то вы начинали свою карьеру как раз с черно-белых фильмов. Тогда это, наверно, было связно с тем, что бюджет был небольшой. И вот в последние годы вы вновь возвращаетесь к черно-белому кино. Почему?

— Я просто люблю черно-белое кино, черно-белую фотографию. Кстати, если вы заметили, великие картины чаще всего получаются черно-белыми. В основе фильма «Weekend» лежит сюжет романа Ноэля Калефа «Лифт на эшафот», но мы взяли только его основной мотив, а в остальном использовали собственные идеи. Нам было важно показать, что действие фильма происходит в наше время. Оказывается, этот роман замечательно перекладывается на наши дни, хотя, конечно, мы его очень изменили. Роман до нас уже экранизировал французский режиссер Луи Маль в 1957 году. В конце 50-х — начале 60-х годов прошлого уже века в европейском искусстве существовало направление под названием «арт-нуар». В кино — «фильм-нуар», или «черные фильмы». Ничего «черного» там не было, особенно по сравнению с сегодняшним «белым» кино, где повсеместно течет кровь, происходят убийства, разгуливают маньяки. Это, действительно, было великое кино. С кино-нуар связаны имена таких актеров, как Жан Габен, Ив Монтан, Ален Делон. Эти фильмы произвели на меня большое впечатление. Картину «Weekend» я, собственно, и попытался снять в стиле нуар.

— Кстати, фильм братьев Коэнов «Человек, которого не было» был снят на цветную пленку, хотя и вышел на экраны в черно-белом варианте. А вы сразу снимали «Weekend» черно-белым?

— По-моему, фильм снимался как раз на цветную пленку, так что в любой момент можно выпустить его в цветном варианте, но я осмысленно отказался от этого. В черно-белом фильме все немножко по-другому. Черно-белое кино — это кино для эстетов. Достаточно просто сказать, что такая пленка дороже цветной.

— Как долго вы снимали «Weekend»?

— Снимал очень долго. Так получилось, потому что было много обстоятельств, по которым мы сорвали все сроки. Картина снята уже давно — полтора года назад, и уже год она лежит на полке. Я не спешил и не рвался на экраны сегодняшних кинотеатров, пока не нашлась прокатная компания «Луксор Дистрибьюшн», которая захотела показать этот фильм. Я полагал, что мы сделаем премьеру в каком-нибудь кинотеатре и пустим это кино на канал «Культура» без рекламы и громких слов, что, в общем-то, и произойдет, когда закончится прокат в кинотеатрах.

— Вы специально отказались от того, чтобы показать конкретное место действия этого фильма: непонятно, какой это город, что за страна. Зачем это было сделано?

— Это действительно так: на машинах странные номера, странная форма на служащих, показан большой город у моря в неизвестно какой стране. Это сделано, наверное, чтобы показать, что такая история может произойти везде. Честно скажу вам, я обычно не очень заморачиваюсь подобными вопросами, хотя здесь это и случилось. Обычно, я делаю картину, а потом мне зритель объясняет, что в ней получилось и почему.

—  Вы часто ездите снимать в Одессу. Это ваш любимый город?

— Я этот город никогда особо не любил. Я 20 лет снимал в Одессе, там я сделал может быть лучшие свои фильмы — «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят», «Благословите женщину» — но совершенно не проникся этим городом. А в связи с последними политическими событиями, у меня к Одессе даже брезгливое отношение. Мы снимали там только для того, чтобы поддержать погибающую на глазах одесскую киностудию, чтобы дать ей работу.

— Расскажите, пожалуйста, про музыку, которая звучит в фильме.

— Это музыка молодого композитора Артема Васильева, мне она очень нравится. А вообще я не люблю современную музыку, которая звучит в фильмах, потому что я старомоден. В одной из песен Григория Поженяна есть такая строчка — «Я старомоден, как ботфорт на палубе ракетоносца», это про меня.

— Расскажите о подборе актеров. Когда вы приступали к работе над сценарием, уже знали, какие актеры будут играть в фильме?

— Нет, у меня никогда нет «прикидок» на конкретного артиста, кроме, пожалуй, в свое время на Высоцкого. Я искал, знакомился, смотрел. Например, на меня большое впечатление произвел Максим Матвеев, который исполнил главную роль. Его я заметил еще в фильме «Стиляги», а когда познакомился с ним, он меня совершенно очаровал. Он хороший артист, трудолюбив, аккуратен, ему вообще присущи многие качества, которые у молодых артистов встретишь редко. Например, у него прекрасная память. У нынешних молодых актеров, как правило, память отвратительная, они ничего не могут запомнить. Их воспитали в новой школе, в которой не учат стихов, не знают дат и таблицы умножения. Они, наверное, и не смогли бы работать в театре, ведь их память пребывает в зачаточном состоянии. Поэтому для меня было важно найти актера на роль героя, а остальные нашлись в один день.

— Можно сказать, что в фильме два главных героя — Игорь Лебедев в исполнении Максима Матвеева и персонаж Вячеслава Чепурченко. Кто из них важнее для вас?

— Важнее? Не знаю. А симпатичнее мне следователь. Идея, которую я видел в фильме, состоит в том, что любое преступление в итоге наказуемо. И возник такой неожиданный финал, доказывающий, что в жизни-то все совсем не так. На самом деле многие преступления остаются безнаказанными. Если бы наказание было неминуемо, не было бы преступления.

— В прессе промелькнули слухи о том, что после этой картины вы вообще больше не хотите снимать кино. Это действительно так?

— Это не так. Журналистка, напечатавшая это, неправильно меня поняла. Мне как раз хочется снимать, вот только голова пуста. Я читаю множество литературы, и ни за что не могу зацепиться. Сейчас у меня нет никакой идеи или сюжета. После «Weekend» у меня как раз был сюжет, и я уже снял по нему фильм, который сейчас находится в процессе монтажа, озвучания, переосмысления. Это фильм по мотивам творчества Сергея Довлатова. Я написал сценарий, в который частично вошла повесть «Компромисс» и тексты записных книжек, разговоров, воспоминаний писателя и его друзей. Получается фильм о журналисте, который в конце 60-х годов работает в Таллине, его судьба похожа на судьбу Довлатова. Рабочее название этого фильма «Конец прекрасной эпохи». А вот сейчас у меня в голове — пустота. Может быть это такое время? Поживем — увидим.