11 декабря в российский прокат выходит самая ожидаемая кинопремьера сезона в жанре фэнтези — «Хоббит: Битва пяти воинств». «ВД» не мог пройти мимо произведения, ставшего важной частью современной культуры.

«ХОББИТ» ПО-СОВЕТСКИ

Даже если Джон Рональд Руэл Толкин и подозревал, какое влияние будет иметь его творчество на культуру XX века, он никак не мог себе представить, что в XXI веке история Голливуда была бы, мягко говоря, не полной без экранизаций «Властелина колец» и «Хоббита». Еще до триумфальной киноэпопеи американского режиссера Питера Джексона, ставшей всемирно известной, произведения Толкина неоднократно были адаптированы для радиопьес, театральной сцены, компьютерных игр, мультипликации и кино. Любопытно, что в родном петербургском Театре юного зрителя 35 лет назад (в 1979 году) известный советский режиссер и педагог Зиновий Корогодский поставил спектакль «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе». Причем постановку нельзя было назвать проходным детским спектаклем. В нем чувствовалась атмосфера древней саги, дух мира Толкина. Торина, предводителя гномов, играла Ирина Соколова, ныне народная артистка России. В спектакле появлялись гоблины, эльфы и даже дракон Смауг. Чуть позже произведение Толкина заинтересовало и советских кинематографистов, которые в 1985-м сняли телеспектакль «Сказочное путешествие мистера Бильбо Бэггинса Хоббита» с такими именитыми советскими актерами, как Иван Краско, Зиновий Гердт, Игорь Дмитриев, Михаил Данилов, Анатолий Равикович. Но если в спектакле ТЮЗа фантастические пейзажи возникали на сцене благодаря декорациям и воображению зрителя, то в телеспектакле огромные пещеры, экзотические леса и скалы возникали с помощью так называемой двойной рир-проекции. Актеров снимали на синем фоне, что позволяло потом «подложить» их на совершенно любую картинку, совмещая таким образом два изображения в одно. Конечно, сейчас визуальный ряд этого телеспектакля смотрится наивно, но в то время это считалось настоящим ноу-хау.

КАК ИЗ ОДНОГО ПОЛУЧИТЬ ТРИ

Трудно поспорить, что новой страницей в истории экранизаций и инсценировок произведений Толкина стал фильм Питера Джексона «Властелин колец: Братство кольца», положивший начало всемирно известной кинематографической эпопее о Средиземье.

Удивительно другое — как она стала гексалогией. Роман «Властелин колец», состоящий из трех частей («Братство кольца», «Две крепости», «Возвращение короля»), логично лег в основу трех кинолент, создающих масштабную картину жизни людей, эльфов, гномов и других существ мира Толкина. Авторам первой кинотрилогии пришлось в основном сокращать сюжетные линии трехтомника Толкина: все подробности и сюжетные ответвления, естественно, вместить не получилось. Поэтому многие поклонники творчества английского писателя были удивлены, узнав, что на основе небольшой повести «Хоббит, или Туда и обратно» команда во главе с Питером Джексоном собирается выпустить еще одну трилогию. Стоит оговориться: изначально планировалось, что экранизация «Хоббита» будет разбита на две части. Но кинобизнес в Голливуде, как известно, диктует свои законы, и в июле 2012 года было решено добавить новые сюжетные линии и разбить всю историю на три кинокартины, от чего кассовый сбор, естественно, должен увеличиться.

ЧТО ПРИДУМАЛ ТОЛКИН, А ЧТО ДЖЕКСОН

Являясь приквелом, джексоновский «Хоббит» стилистически подражает «Властелину колец», в отличие от литературной основы (повесть была написана семнадцатью годами раньше романа, и стиль писателя за это время изменился, не говоря уже о художественных задачах, которые он перед собой ставил), но перемены в режиссерском подходе все же есть. Например, изменился тон повествования. В «Хоббите» можно найти больше комических ситуаций, а сюжетная линия несколько проще и понятнее, чем во «Властелине колец». Очевидно, что у режиссера была задача связать две трилогии, продемонстрировать, что одна — продолжение другой. Отсюда и стремление переместить в «Хоббита» уже знакомых по «Властелину колец» героев, которых, казалось бы, быть в новой киноэпопее не должно. Так, Фродо (Элайджа Вуд), Саруман (Кристофер Ли), Галадриэль (Кейт Бланшетт) и Леголас (Орландо Блум) — персонажи, появляющиеся в «Хоббите» вследствие творческого осмысления первоисточника.

В новой трилогии Джексона раскрывается происхождение Леголаса — он оказывается (ни больше ни меньше) сыном правителя лесных эльфов Трандуила (в его голубых кровях не сомневался даже тот, кто не читал Толкина). В повести, естественно, этого не было, поскольку к моменту написания «Хоббита» Толкин еще и не придумал этого персонажа. Но знатное происхождение героя отнюдь не фантазия сценаристов. В толкиновском «Властелине колец» Леголас действительно представляется сыном Трандуила. Любопытно в новом фильме другое. Сюжет, разворачивающийся вокруг Леголаса, имеет важную функцию в трилогии: с первой сцены становится ясно: утонченный эльф (немного, правда, набравший в весе с последней части «Властелина колец») неравнодушен к Тауриэль (Эванджелин Лилли), капитану стражи короля эльфов. Такому сверхромантическому персонажу, как Леголас, не хватало во «Властелине колец» любовной истории. Однако создатели фильма не дают реализоваться его пылкому чувству и на этот раз: Тауриэль проявляет сочувствие к раненому гному Кили, и у героев рождается нежное чувство. Но этот любовный треугольник, призванный хоть отчасти заменить мелодраматическую линию, связанную с Арагорном и Арвен во «Властелине колец», выглядит, надо признать, не совсем убедительно. Гном Кили ничем не примечателен (его отличить-то от других гномов сложно), и потому на героя-любовника в произведении жанра фэнтези он, увы, не тянет. Тем более что на его фоне Тауриэль выглядит вполне убедительно, хоть ее Толкин и не придумывал. По словам сценариста Филиппы Бойенс, они создали этого персонажа, чтобы привнести в фильм женскую энергию, и «это абсолютно в духе Толкина».

АКТЕРЫ, ИГРАЮЩИЕ В СКАЗКЕ

Важным решением в «Хоббите» стал выбор актера на роль Бильбо Беггинса. Изначально Питер Джексон предполагал, что главную роль исполнит известный британский актер Мартин Фриман. Однако, из-за жесткого съемочного графика сериала «Шерлок», где Фриман играет роль доктора Ватсона, режиссеру пришлось рассмотреть другие кандидатуры. Позже график смогли согласовать, и Фриман получил роль Беггинса, что, безусловно, стало для фильма плюсом, так как актер органично вписался в образ хоббита-домоседа, ценящего превыше всего на свете комфорт и уют. Ведь неслучайно актер играл похожий характер в комедийном фильме «Автостопом по галактике». Интерес ко второй части «Хоббит: Пустошь Смауга» не могли не проявить поклонники Бенедикта Камбербэтча, голосом которого озвучен один из главных персонажей трилогии про хоббита — дракон Смауг. Кстати, участие Камбербэтча в этом проекте не ограничилось только закадровым голосом: его мимика была записана специальной программой, распознающей движение большинства мышц лица, что позволило в дальнейшем «наложить» их на морду дракона. Таким образом, в «милой» ухмылке Смауга можно поискать мимику знаменитого британского актера.


ЦИФРЫ

«Властелин колец: Братство кольца» (2001)
Бюджет фильма — $ 93 млн
Сборы — $ 871 млн

«Властелин колец: Две крепости» (2002)
Бюджет фильма — $ 94 млн
Сборы — $ 926 млн

«Властелин колец: Возвращение короля» (2003)
Бюджет фильма — $ 94 млн
Сборы — $ 1 млрд 119 млн

«Хоббит: Нежданное путешествие» (2012)
Бюджет фильма — $ 180 млн
Сборы — $ 1 млрд 17 млн

«Хоббит: Пустошь Смауга» (2013)
Бюджет фильма — $ 225 млн
Сборы — $ 958 млн

«Хоббит: Битва пяти воинств» (2014)
Бюджет фильма — $ 225 млн