Начало лета компания «Иноекино» отпразднует обращением к режиссеру, фильмы и теоретические работы которого до сих пор волнуют и восхищают любителей кино всего мира.
2 и 3 июня в кинотеатре «Аврора» состоятся показы фильмов Сергея Эйзенштейна — главного новатора, интеллектуала и чудака советского кино, по отношению к которому слово «классик» кажется неуместным, настолько сильным остается его влияние на современных режиссеров и зрителей.
В программу войдут два фильма, связанных с обращением к знаковым для России историческим фигурам — «Александр Невский» и «Иван Грозный», отреставрированные специалистами киноконцерна «Мосфильм». Снятые с разницей менее 10 лет фильмы демонстрируют трансформацию взглядов Эйзенштейна на отношения власти и народа, художника и истории и развитие его творческого метода, включающего в себя применение революционных для советского кино техник монтажа и кадрирования.
«"Иван Грозный", согласно Эйзенштейну, — это восставший против Бога Люцифер, ангел, низвергшийся в бездну. Но с Александром Невским происходит нечто совершенно иное: очищение, возвышение, катарсис, причем не через преодоление противоречий, а через очищение от всего наносного, случайного, преходящего», — говорил Наум Клейман.
2 июня, 19:20 — «Александр Невский» (СССР, 1938). На первый взгляд конъюнктурный и нарочито патриотический «Александр Невский» Эйзенштейна выходит за пределы определения так называемого «оборонного кино», массово выходившего перед началом Великой Отечественной Войны. Сегодня фильм поражает прежде всего не сюжетом, в основе которого лежит житие русского святого и заступника русских земель, а гармонией и стройностью композиции, точностью каждого кадра и звука, достигнутой кропотливой работой Эйзенштейна и его съемочной группы.
3 июня, 18:00 — «Иван Грозный», 2 серии (СССР, 1945, 1958). Поэтическая и стилистическая интерпретация истории Царя Ивана стала вершиной метода и техники Эйзенштейна. Пожалуй, ни в одном другом его фильме страстность и педантичность не соединяются так гармонично. Картина «Иван Грозный» представляет собой две серии его амбициозного проекта, посвященного Ивану Грозному — истории его воцарения и властвования на Руси в XVI веке. Фильм стал последней работой Эйзенштейна в кино и был так же тесно связан с современным режиссеру контекстом, как и «Александр Невский». Съемки фильма начались после личного утверждения сценария Сталиным и проходили под его жестким контролем.