Манчестерская группа New Order образовалась на обломках пост-панк-коллектива Joy Division после самоубийства вокалиста Яна Кертиса. Музыканты, которые были не просто единомышленники, но и большие друзья, решили не расходиться.
Петь поручили гитаристу Бернарду Самнеру, все остальные остались на своих местах. Но музыка, которую стала создавать новая-старая группа, радикально отличалась от Joy Division. New Order — пионеры, соединившие рок с электроникой и клубными ритмами. Их наследники — все эти Prodigy и Chemical Brothers! New Order сами прошли впечатляющую стилистическую эволюцию. В ожидании концерта Vashdosug.ru вспоминает самые характерные треки New Order всех периодов, а также самые интересные сайд-проекты участников группы.
От панка к попсе?
Одним из первых (а именно четвертым) синглом группы New Order стала песня «Temptation». Затянутое инструментальное вступление как в психоделическом роке, бит и саун пост-панка, при этом совершенно попсовая мелодия и припев с сильным «хуком».
Короли танцполов
Следом за «Temptation», в 1983 году, появился сингл «Blue Monday». Опять-таки: эклектичное сочетания попсовой напевной мелодии с умной холодной электроникой в духе Kraftwerk. Песня до сих пор считается образцом стиля New Order. Принесла настоящую славу, попав на 9 место хит-парада родной Британии, на 5 в США, а в континентальной Европе и того выше. Вызвала волну ремиксов и подражателей. В 1988 году группа записала новую версию «Blue Monday».
Культовая группа
В следующие годы New Order придерживались более или менее избранного стиля, условного танцевального рока. Альбомы «Low-Life» (1985),
«Brotherhood» (1986) и «Technique» (1989) пользовались большим успехом. «Technique» вообще возглавил британский чарт. Синглы же в основном попадали в танцевальные чарты.
Футбольная лихорадка
В 1990 New Order возглавили, наконец, хит-парад родной страны. Успех их был связан, что не удивительно, с исконно английским феноменом: футболом. В 1990 сборной Англии понадобился гимн для XIV Чемпионата мира по футболу ФИФА. Песню «World in Motion" New Order сочиняли в соавторстве с актером Китом Алленом (кстати, отцом будущей поп-звезды Лили Аллен). Аллен написал часть лирики. Футболисты сборной не только снялись в клипе, но и что-то даже спели. Получилась совсем легкая песенка, в которой от андеграундного прошлого New Order, пожалуй, только барабанные сбивки.
Приключения электроников
Саунд и мелодизм «World in Motion" напоминал даже не столько New Order, сколько Electronic, самый успешный сайд-проект музыкантов New Order. Его образовали в 1988 вокалист Бернард Самнер и Джонни Марр, бывший участник группы The Smiths и вообще один из лучших гитаристов всех времен и народов. Electronic был странной формацией (официально они, кстати, существуют до сих пор). Стилистически это вообще непонятно что: от рока до электронной психоделии. Пользуясь авторитетом и связями в элите британской поп-музыки Марр и Самнер имели возможность пригласить на запись, допустим, Нила Теннанта из Pet Shop Boys (это был своего рода бартер: Марр играл на альбоме Pet Shop Boys «Behaviour").
Одноименный альбом Electronic 1991 года стал «золотым". Но Марр и Самнер занимались проектом, похоже, от случая к случаю. Следующий альбом, Raise the Pressure, вышел только в 1996 году и выступил гораздо хуже: серебряный статус. Зато третий и последний на сегодняшний день «сын" Марра и Самнера, Twisted Tenderness, вышедший в 1999 году, явился просто-таки большой творческой удачей. Никаких звездных коллег, зато куча крепко оформленных поп-песен. Марр играет на губной гармошке (!). Инструмент этот не представим ни в контексте New Order, ни The Smiths.
Чего тебе надо?
Басист Питер Хук в 90-е играл, в частности, с культовой индастриал-группой Killing Joke. Вмести с вокалистом Энди Поттсом (чья манера удивительным образом напоминает Самнера), Хук организовал группу Monaco. Коллектив, который не жаловала критика, кстати сказать, добился-таки определенного успеха, благодаря, конечно, имени Хука и хиту «What Do You Want From Me?". Но вообще среди коллег по группе Хук оказался самым экстравагантным: он придумал супергруппу из трех (!) бас-гитаристов. В коллективе Freebase играли басисты звездных групп: Энди Рурк (The Smiths) и Мани (The Stone Roses).
Двое других
Позже всех побочным проектом озаботились двое других из New Order, Стивен Моррис (барабаны) и Джиллиан Гилберт (клавиши, гитара). Группа, которую без затей назвали The Other Two (т.е. «двое других"), выпустила два альбома, The Other Two & You (1993) и Super Highways (1999). Песня «Selfish" добралась до 6 позиции американского денс-чарта.
Товарищ лейтенант
Во второй половине 00-х New Order находились в периоде полураспада, и никто не знал, соберутся они снова или нет. Самнер тем временем предпринял попытку создать наиболее коммерчески удачную супергруппу. Так появился Bad Lieutenant, названный так по фильму Абеля Феррары. В коллективе играли Стивен Моррис, Фил Каннингем и Джейк Эванс. А в записи альбом «Never Cry Another Tear" поучаствовал басист Алекс Джеймс (Blur) и барабанщик Джек Митчелл из не очень известной, но крайне приятной брит-поп-группы Haven. Альбом, по саунду напоминающий поздний, гитарный New Order, получился несколько неровным. Однако не без приятных песен!