Летом 2014 года в нашем городе прошло немало джазовых фестивалей и концертов, в которых приняли участие молодые и уже известные талантливые музыканты Петербурга, России и зарубежья. Редакция Vashdosug.ru решила провести маленький экскурс в историю джаза и рассказать об особенностях этого стиля. В этом нам помогла талантливая петербургская певица Саша Алмазова из группы Non Cadenza, чья жизнь неразрывно связана с джазом.
С чего начался джаз?
Возникнув на рубеже XIX-XX веков, джаз первоначально представлял собой музыку афроамериканцев и сочетал в себе элементы африканской и европейской музыкальных культур. Для африканской культуры характерны сложные ритмы, темпераментные движения под музыку, страсть и стихийная жажда танца. Именно такой была традиционная музыка негров, из которой образовался особый жанр — регтайм. Испытав на себе влияние европейцев, которые, в основном, исполняли песни духовного содержания, афроамериканцы также начали петь о Боге, но по-своему, и такие песни получили название «спиричуэлс». А затем появились лирические песни о нелегкой судьбе человека и обманутых надеждах, которые породили знаменитый стиль «блюз». Все это вместе и стало началом настоящего джаза.
Главным центром развития нового музыкального направления стал Новый Орлеан. Именно здесь проживала большая негритянская община, которая активно развивала свою музыкальную культуру, и в период с 1900 по 1917 гг. здесь постоянно возникали новые музыкальные направления и жанры, вошедшие в основу джазовой музыки. В 1917 году в Новом Орлеане на студии «Victor» была записана первая грампластинка с джазовой музыкой в исполнении коллектива Original Dixieland Jazz Band.
До Первой мировой войны джаз считался музыкой народной, а после, уже в 20-е годы, стал завоевывать широкую известность — именно этот период в истории мировой культуры принято называть «эпохой джаза». После Второй мировой войны популярность стиля приобрела новые масштабы, а в 60-е годы он был признан самостоятельным жанром, и мир захлестнула «вторая волна» джаза.
«Джаз вошел в мою жизнь, когда я заканчивала музыкальную школу. Моя преподавательница по специальности показала мне, как играть регтайм и рассказала, например, о том, что был такой парень — Луи Армстронг. Все это меня страшно заинтересовало, и дальше я исследовала эту музыку уже самостоятельно. Первая джазовая певица, которая меня покорила, была, естественно, Элла Фитцжеральд, а вторая — Нина Симон». (Саша Алмазова, группа Non Cadenza)
Что же такое джаз?
Так что же такое джаз, и что он значит для самих музыкантов? Один из самых знаменитых мировых джазменов Луи Армстронг (1901-1971) сказал, что объяснить этого невозможно: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять».
«Для меня джаз — это полная свобода самовыражения, при этом имеющая не столько какие-то определенные рамки, сколько некие идеальные стандарты, которыми ты вдохновляешься, к которым стремишься, но ни в коем случае не пытаешься копировать. Еще для меня это некий уникальный язык, который безграничен, но это некий код, на котором общаются люди, близкие по духу — он их как бы сродняет. Все джазовые музыканты мира понимают друг друга, несмотря на то, что ни слова не могут сказать на языке друг друга. Да и слушая пластинку любого мастодонта, которого уже давно нет в живых, ты понимаешь, что он был за человек и каким отличным чувством юмора он обладал». (Саша Алмазова, группа Non Cadenza)
Знаменитый Сергей Довлатов писал о джазе так: «Джаз — это мы сами в наши лучшие часы».
«Думаю, что Рэй Чарльз, Билли Холидей, Майлз Дэйвис или Чет Бэйкер с этим не согласились бы. Их жизнь была очень непроста и, думаю, трагедии в ней было больше, чем моментов счастья. И именно эту трагедию они смогли передать в своем музыкальном стиле, что и сделало их великими представителями джазовой эпохи. Джаз бывает очень разный. Иногда мне кажется, что я буквально залезаю в голову исполнителю, когда слушаю его соло. Поэтому, я бы сказала так: «Джаз — это мы сами». (Саша Алмазова, группа Non Cadenza)
В чем отличие джазовой музыки?
Очень важным для джаза является сочетание страсти и лирики, гармонии и неровного ритма, а также значительное место занимает музыкальная импровизация. Джаз невозможно учить только по нотам — это порыв и стихия, и он основывается на индивидуальности каждого конкретного музыканта. Две композиции, исполненные разными джазовыми ансамблями, никогда не будут звучать одинаково. В то же время, джаз представляет собой свободу самовыражения в единстве: музыканты, исполняющие эту музыку, должны уметь импровизировать, внимательно слушая друг друга. Джазовая музыка бывает как инструментальной, так и вокальной, но исторически первым инструментом человека был его голос. В джазе существуют свои особенности пения: джазовый вокал трудно спутать с чем-либо другим, он является одним из главных средств музыкальной выразительности этого стиля. Он так же эмоционален, импульсивен и свободен, как звучание музыкальных инструментов, а от вокалиста требуется абсолютное чувствование и понимание музыки, поскольку знание общих правил исполнения вряд ли окажется достаточным.
«Можно потратить всю жизнь, но так ничего и не понять. Если емко, могу сказать, что, если вы решили прикоснуться к такому сложному миру джаза, вам придется позабыть всё, ну или почти все, чему до этого вас учили в классической музыкальной школе». (Саша Алмазова, группа Non Cadenza)
Джазовый Петербург
Активное развитие джаза в нашем городе началось в 60-е годы. Большое влияние на развитие стиля оказал старейший российский джаз-клуб «Квадрат», основанный в 1965 году: именно здесь можно было послушать живой джаз. В 1989 году в Ленинграде открылась Филармония джазовой музыки — первая и единственная музыкальная площадка подобного формата. Здесь и сегодня можно услышать лучших профессиональных джазовых музыкантов Петербурга, России и зарубежья, которые представляют все существующие направления джаза. Джазовая филармония была открыта благодаря энтузиазму знаменитого петербургского мультиинструменталиста с мировым именем, композитора, народного артиста России Давида Голощекина. Вокруг музыканта многие годы группируется весь ленинградский джазовый «мейнстрим»: Михаил Костюшкин, Игорь Бутман, Виктор Щербин, Евгений Губерман, Дмитрий Колесник, Андрей Рябов, Петр Корнев, Эльвира Трафова и многие другие, давно уже признанные мастера джаза, о которых общественность услышала в первый раз именно благодаря сотрудничеству с Давидом Голощекиным.
Другая знаковая площадка Петербурга, специализирующаяся на джазовых концертах — клуб «JFC». Каждый вечер здесь звучит оригинальная авторская музыка в исполнении профессиональных музыкантов — от классического блюза до джаз-рока, эйсид-джаза или авангарда, от мейстрима и фанка до этники или латиноамериканской музыки. В клубе в разное время играли американские джазмены Эдди Гомес, Ленни Уайт, ансамбль Рэнди Бреккера, Кортни Пайн, Гарри Барц, Пол Болленбэк, Напуа Девой, франко-российско-немецкий проект Interjazz и многие другие. Клуб был открыт более 10 лет назад, а его арт-директором стал известный петербургский музыкант Андрей Кондаков. На джазовой сцене он выступает с 1978 года, а с 1981-го принимает активное участие в отечественных джазовых фестивалях. В 1988 году Кондаков вместе с ленинградским гитаристом Андреем Рябовым создал квартет, который просуществовал до лета 1992 года, и, по мнению многих музыкальных критиков, являлся лучшей джазовой группой страны. В 90-е годы Кондаков работал с международным проектом «Интерджаз» и многими другими зарубежными джазменами.
Особое место в джазовой жизни Петербурга занимают небольшие клубные площадки, такие как «Jimi Hendrix Blues bar», «Красный лис», «Дом 7» и многие другие, каждая из которых находит своего слушателя. Джазовые клубы отличаются уютной камерной атмосферой, где музыкант и зритель как бы находятся в едином музыкальном пространстве и, образно говоря, общаются на «ты».
Однако тот же дух единства наблюдается и на крупных фестивалях, которые проходят в Петербурге в достаточном количестве: вспомнить хотя бы самые главные из них — ежегодные фестивали «Усадьба Jazz», «Петроджаз», «Джазовая весна», «Свинг белой ночи». В 2014 году на фестивалях выступили мировые джазовые исполнители из разных стран и многие молодые, и уже известные талантливые музыканты Петербурга и Москвы.
Внушительный список имен, площадок и мероприятий лишний раз доказывает, что, начавшись в Новом Орлеане в далекие 1900-е годы, джаз распространился по всему миру и давно уже вырос в особенное музыкальное течение, которое не подвластно ни времени, ни моде. Джаз трудно отнести к массовой культуре или назвать его «популярным» наравне с рок- или поп-музыкой, но он звучал всегда и продолжает звучать для миллионов людей по всему миру, которые чувствуют его изнутри, как самих себя.
«Не думаю, что этот жанр когда-либо станет популярным в массах в современном обществе. И слава Богу, что это так. Я бы предпочла, чтобы эта музыка осталась прерогативой интеллектуальных людей, которых интересует нечто большее, чем то, что лежит на поверхности». (Саша Алмазова, группа Non Cadenza)
Каждый по-разному приходит к джазу и по-разному понимает его. Но каждый находит в нем что-то свое, которое помогает выразить чувства и собственную душу. И если джаз — это действительно «мы сами в наши лучшие часы», то хочется верить, что мы будем становиться все лучше и лучше до тех пор, пока джаз живет в нашем прекрасном городе и во всем мире и звучит для всех и для каждого.