Героем сегодняшней рубрики «Клубные лица» был выбран DJ Ivan Spell — один из талантливейших диджеев Северной столицы.
Знакомство с музыкой
Все завертелось, когда стала развиваться мультимедийная история. Компьютеры вдруг стали делать вещи, для которых они, казалось бы, не были предназначены: проигрывать звук, редактировать видео и т.д. С каждым годом эти технологии становились доступнее, и в какой-то момент я понял, что музыка из классов музыкальной школы и компьютер дома вполне совместимы.
Информации, конечно, было мало. Даже интернета тогда еще не было. Работали как могли. Кто-то ездил с бобинами на студии и переписывал себе банки сэмплов, были какие-то эхи в FIDO, самодельные станции BBS. Оттуда по крохам проникал какой-то софт, какие-то описания процессов. До многого доходили сами, логическими выводами или методом тыка.
Не могу сказать, что я сразу решил заняться электронной музыкой. Я тогда вообще ни о чем таком не думал. Я просто вдруг начал создавать какие-то звуки, и это увлекало и уносило. Но у электроники довольно скромные запросы в плане аппаратуры, помещения. Не обязательно иметь при себе гитаристов, басистов или быть мультиинструменталистом.
Играть я начал немного позже. Надо было что-то делать со своей музыкой, а куда ее было девать в то время? Интернет даже близко не напоминал то, что мы видим сейчас.
В общем и целом, я понимал технику сведения, нужна была практика. Нашлись ребята, у которых я практиковался. Начал болтаться по каким-то самодельным вечеринкам, с кем-то познакомился тут, кого-то узнал там. Через год удачно попал на свое первое резидентство. Играл тогда много — по 40 часов в неделю. С техникой проблем не было уже через месяц, да и реальные люди на реальных танцполах очень помогли понять рамки и ограничения создания музыки.
О танцевальной музыке
Вообще сочинять и играть музыку, конечно, не одно и то же. Но диджейский опыт в написании музыки невозможно переоценить. У домашнего музыканта может быть множество потрясающих идей и фантазий, но, если они не обточены реальностью, это будет нежизнеспособный продукт.
Нужно постоянно наблюдать взаимодействие людей и музыки. Это очень важно для понимания мелких деталей построения работающих треков.
О школах для диджеев
Диджейские школы — это, на мой взгляд, непростой вопрос, потому что они сейчас вынуждены быть не тем, чем должны. Иначе они не смогут продавать свои услуги. На мой взгляд, они должны давать некий срез данных по звукотехнике, чтобы ученик мог выходить оттуда технически подкованным: знал коммутацию, уровни, эквализацию, компрессию и т.д. Ну и технику сведения, разумеется. Школа не сделает человека звездой, но выпускник должен хотя бы не спалить в клубе звук и не расплакаться, если что-то вдруг перестало играть.
Там, конечно, не могут и не должны давать никакого психологического опыта — этот опыт может быть только личным. Это и опыт контакта с публикой, и опыт общения внутри индустрии, очень много подводных камней. Когда есть свой опыт, ты понимаешь, как можно и нужно себя вести в разных ситуациях.
Школы же вынуждены привлекать учеников обещаниями трудоустройства в модных заведениях, потому что если обещать только технические знания, туда мало кто пойдет. Просто мама не даст денег на такую школу.
К идее такого образования я отношусь хорошо, но оно не такое, каким должно быть, по понятным причинам.
О вкусах публики
Никогда нельзя удовлетворить всех. Я считаю, что диджей должен в первую очередь играть хорошую музыку, во вторую очередь хорошо ее играть. Все остальное — попытки продавать музыкальное действо тем, кому оно не очень понятно и интересно. Грубо говоря, гораздо больше людей понимают, что такое красивая укладка и блестящий пиджак, чем то, что такое хороший диджейский сет. Поэтому кто-то придумал надевать блестящий пиджак и бусы, когда играешь, потому что это проще продать большему количеству людей. Некоторые диджеи делают технически очень сложные вещи — набирают кучу контроллеров, разных примочек, создают отличную музыку на лету, но этого никто не понимает. А если поставить полуголую девочку и саксофониста, все сразу всё поймут. Здесь всегда нужно лавировать между тем, что хочется сделать, и тем, что в состоянии воспринять публика.
О коммерческом успехе
Коммерческий успех — это очень сложная вещь и ее трудно просчитать. Например, я бы никогда в жизни не подумал, что ремикс, с которым я выстрелил, мог стать хитом. Причем благодаря радиостанции, для которой он был абсолютно неформатным! Но в любом случае нужно думать сначала о том, что бы хотелось сделать тебе. Бывают еще вещи довольно интересные в создании, но которые абсолютно неинтересно слушать. Такое искусство ради искусства.
Нужно очень четко понимать, что и для чего делается: потому что это интересно мне или публике? Нужно всегда находить компромисс между этим.
О хорошей музыке
Я не люблю жесткую музыку. Я не люблю большие мероприятия, потому что они, к сожалению, подразумевают очень жесткую музыку. Мягкая музыка дает возможность гибко лавировать на настроении: где-то чуть ослабить, где-то чуть поддать пинка. Когда идет разрыв, уже ничего не поделаешь, можно только ждать, пока люди не выдохнутся.
Я стараюсь, чтобы мои выступления отличались друг от друга. Это не всегда просто, не всегда получается. Я ничего не планирую заранее, просто смотрю, как пойдет. В этом плане, гастроли — очень хорошая школа. Ты, как спортсмен, учишься играть не только на своем поле. Везде разные клубы, разные люди, ничего нельзя предугадать.
О тенденциях в танцевальной музыке
Любая танцевальная музыка — скоропортящийся продукт. Есть тренд, есть тенденции, которые тебе могут нравиться или нет. Конечно, интернет был взрывом вселенского масштаба. Он поменял всю индустрию, поменял сознание людей. С точки зрения потребителя сейчас очень хорошее время. Музыки много, музыка становится лучше. Она доступна везде и всегда.
Много пишут о том, что интернет убил региональные сцены. Я считаю, что региональные сцены — это нечто большее, чем ограничения, накладываемые логистикой физических носителей. Это такие социальные и культурные связи, которые гораздо сильнее и глубже любой дистрибуции. Пройдет время и стихийная глобализация отойдет сама собой.
Мне нравится, как развивается клубная жизнь в последнее время: со своими взлетами и падениями, она двигается в правильном направлении.