Молодой рэп-исполнитель, который органично выглядит и на больших фестивалях, и в проекте «Стихи» на ТНТ, Мэйти выпустил новый клип на песню «Крот». Над клипом работали Семен Багиров, выступивший в роли оператора и режиссера видео, и его супруга Сабрина. Откуда в клипе параллель со стихотворением Арсения Тарковского «Вот и лето прошло» и где свет в тоннеле безмерной грусти и мрака мы выяснили у Мэйти в эксклюзивном интервью.
Как вы нашли друг друга с Семеном? Была какая-то притирка между вами?
Дело в том, что до клипа «Крот» видеоработ, которые нравились бы мне самому целиком, было не так-то много. Хотелось найти режиссера, который не просто выполнит работу, которая перед ним поставлена, а попадет в настроение, в музыку.
Мы с коллективом отсматривали несколько кандидатов и остановились на Семене. У него самые заметные, самые знаковые работы были для группы «Мальбэк». Решили посотрудничать. На мой взгляд, получилось. По крайней мере, ощущается что-то серединное, когда нет абсолютной команды от режиссера или наоборот, каких-то технических задач от исполнителя. Получился творческий симбиоз.
Кто и почему именно эту песню выбрал для экранизации?
Это была моя прямая инициатива. Судя по отзывам, некоторые слушатели ожидали экранизации других работ. Они тоже в планах, но в первую очередь, решили снять клип именно на «Крота». Она мне самому, как автору, очень близка. Наверное, она самая личная из альбома «Биголло. Часть 1» с точки зрения текста, менее сценическая.
Там, на альбоме, есть песня «Племя» с группой «25/17», которую на всех площадках, фестивалях, сразу принимают. Но «Крот»… история более сложная, драматичная. По смыслу даже намного намного насыщеннее, сложнее, поэтому как автору мне хотелось именно ее экранизировать в первую очередь.
Кстати, текст «Крота» как и большая часть твоих стихов очень образны. Как результат, каждый послушавший может нарисовать себе собственную картинку. Можешь приоткрыть завесу, что ты сам видишь за этими строчками, когда читаешь, вспоминаешь, исполняешь?
Мы не случайно выбрали локации — добывающий карьер в городе Воскресенск, ныне не действующий павильон ВДНХ с не движущимися эскалаторами, которые невозможно технически запустить.
Самая главная строчка в песне «Мы не успели родиться в людей. Мы только кроты». Она, думаю, вполне понятна и прозрачна, в том смысле, что очень много людей в современном мире пробуют находить какие-то смыслы в продолжение жизни, разного рода религиях, в сложных рассуждениях, изучениях прошлых столетий, наследственных вещей.
Люди стали многограннее во многом, как кажется со стороны, но внутренние конфликты остались прежними. Люди как и столетия назад, тысячи лет назад, не знают ответов на вопросы: «Кто мы?», «Зачем мы живем?». Как минимум, точных ответов.
В конечном счете, в развитии технологического прогресса, возможностей современных дней, все равно человек не знает до конца, что нужно совершить за отведенное ему на планете время. Наверное, вот об этом песня. Образность через такие слова как «кресты», «земля», «кладбище». Аналогия с тем, что финал един, к сожалению или к счастью, у каждого человека. Чтобы к этому финалу подойти, нужно попробовать в этой земле разобраться.
Клип очень напоминает фильм «Сталкер», и теперь, когда ты объяснил свое понимание, сходство еще больше.
Да. Это получилось совершенно спонтанно. Видимо, это и есть доказательство того, что мы с Семеном попали в настроение друг друга, притерлись, как ты говоришь. Я сам большой поклонник творчества и Тарковского-старшего, и Тарковского-младшего. В детстве отец мне рассказывал и про эти фильмы, и про «Зеркало», и про «Сталкер». Он был большим поклонником этого художественного мира.
Когда мы начали готовить съемки клипа «Крот», Семен позвонил мне и сказал, что нашел параллель со стихотворением Тарковского-старшего «Вот и лето прошло». Я очень удивился, потому что связующая нить с миром Тарковского продолжает проявляться в творчестве спустя время. Сам я, честно говоря, не делал намеренной отсылки, когда писал песню. Это уже видение и ощущение Семена Багирова.
Я прослушал стихотворение еще раз, пересмотрел картину, и понял, что так оно и есть. Отличие одно: у Тарковского все-таки стихи были простыми словами о сложном, у меня — сложными словами о простом. Сама суть «Вот и лето прошло, будто и не бывало» — это постоянно увядающий цикл прошедших событий, прошедшего времени года, встреч, радости, праздников. Так или иначе, все проходит и мы вспоминаем это как что-то утраченное.
У тебя много отсылок к литературным произведениям. Что, по-твоему, нужно читать, чтобы понять твоего лирического героя?
Я думаю, что лирический персонаж моей музыки человек ранимый, регулярно что-то теряющий. Не думаю, что я отличаюсь этим от большинства людей. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с теми или иными утратами. Вопрос только в том, как к ним относиться. Кто-то предпочитает не говорить и не писать об этом. Для кого-то личный занавес не преступен для сторонних глаз.
Я неоднократно сталкивался с такими вопросами, мнениями, что «нет ли ощущения того, что полностью раздеваешься и как голый стоишь, когда о таких вещах пишешь и рассуждаешь на публику». Мне кажется, в этом и есть задача музыки и творчества в целом, когда ты можешь передать свою боль через метафоры, аллегории, образы.
Но меня как слушателя, не как автора, всегда подкупала возможность понять, что я не один с той или иной проблемой, мыслью, которая ест меня изнутри. Когда я слышу в музыке, возможность об этом незримо поговорить с автором песни, меня это очень подкупает, поэтому я тоже проповедую такой путь, чтоб слушатель мог почувствовать, что он не один, послушать песню, даже если она априори грустная, не совсем положительная. Через такие комбинации, мне кажется, людям получается обходиться без помощи психологов.
И одно-два произведения, которые стоило бы прочитать человеку, чтобы понять это состояние...
Я думаю, что это определенно Фаулз и его «Волхв», потому что на меня оно повлияло невероятным образом. Наверное, моя на данный момент любимая книга. И его «Коллекционер» — тоже определяющая в моем художественном мире. Я основываюсь, так или иначе, на этих произведениях.
Второй автор, я думаю, Бунин, несмотря ни на что. Я родился и вырос в маленьком городе — таком приусадебном, очень старом, очень русском городке в Чувашии. Множество предметов старины, старых площадных улиц, зданий с фасадами прошлых столетий… И мне близка история российской глубинки. И в принципе, любви к такой природе, местам, которые у Бунина описаны красочнее всех наших авторов. Рассказ Бунина «Темные аллеи» и, в принципе, весь Бунин — это все про меня и обо мне, как мне кажется.
И, пожалуй, Булгаков. Без Булгакова никак. И в первую очередь, это не «Мастер и Маргарита», хотя книга и уникальная. Я поклонник цикла «Записки юного врача» и «Морфия». Вот они с точки зрения врачебной терминологии, которая встречается у меня в творчестве и каких-то докторских моментов, они от Булгакова, я думаю.
В декабре тур начинается. Можешь рассказать, какой будет сет-лист. Что будет интересного в шоу добавлено. Может, какие-то новинки, гости, может, будут предрелизы с нового альбома?
В Москве и Санкт-Петербурге будут большие выставочные концерты, с большим количеством света, с расширенным составом музыкантов — и флейты, и саксофон, и гитары и барабаны. Регионы — Новосибирск, Воронеж или, например, Минск. Там будет состав усеченный, потому что пока не каждый город готов принять полную группу.
Мы, независимо от сборов и ожиданий всяческих, в первую очередь, делаем уклон на качество. Основная подготовка — это звук и свет, а потом уже сет-лист и гости. Гостей мы тоже ждем. Буквально 10 минут назад созванивались с Максимом Покровским, хотим спеть совместную песню. Ребята из «25/17» должны быть, если не будет наслоения дат в их туре. И L’One тоже хотел бы пригласить. У нас есть совместная песня «Рок-звезда».
Посмотрим, насколько это получится по датам совместить. Единственная преграда — это совместить графики, потому что у всех жизнь активная, событийная, и не всегда получается быть свободным в удобный день.
В остальном — будут и гости, и много света, много звука и прочих сюрпризов. Программа будет состоять из первой части альбома «Биголло», плюс новые синглы, которых вышло четыре за осень, и новые вещи, которых еще нет в сети.