11 марта в Концертном зале «Яани кирик» прошел концерт Камерного хора Эстонской филармонии «Сквозь тучи». Было исполнено 12 хоров a cappella op. 27 Сергея Танеева на слова Якова Полонского.
Один из известнейших в мире эстонских музыкальных коллективов, этот хор был основан в 1981 году Тыну Кальюсте, который двадцать лет занимал пост его художественного руководителя и главного дирижера. Тыну Кальюсте – дирижер с мировым именем, один из известнейших деятелей эстонской культуры. Он член Шведской Королевской Академии, обладатель премии года Японского музыкального фонда Эй-Би-Си и Международной хоровой премии имени Роберта Эдлера. На его счету множество свершений и, как результат, наград за эти свершения. В настоящее время он является главным приглашенным дирижером Хора Шведского радио, а с 2004 года – художественным руководителем созданного им театра-проекта Нарген Опера, с 2006-го – возглавляет и Нарген фестиваль, задача которого – популяризация классической музыкального искусства: концерты фестиваля проходят летом на сценах, установленных на небольших эстонских островах. Впрочем, несмотря на сумасшедшую занятость, Кальюсте никогда не оставлял родного коллектива. Так и в этот раз, когда Хор приехал в Петербург.
Коллектив дает по 60-70 концертов в сезон как в Эстонии, так и за пределами родной страны. Он действительно хорошо известен во всем мире. Камерный хор Эстонской филармонии выступал с такими выдающимися дирижерами, как Клаудио Аббадо, Хельмут Риллинг, Марк Минковский, Норвежский, Пражский, Штутгартский камерные оркестры, Оркестр Берлинского радио, Зальцбург Камерата и др., участвовал во множестве знаменитых фестивалей. Безусловно, музыка эстонских композиторов в репертуаре прославленного хора занимает важнейшее место, но в афише коллектива и григорианские хоралы, и музыка позднего барокко, и музыка XX века.
Хор, как уже было сказано, в Петербурге исполнил 12 хоров a cappella op. 27 Сергея Танеева на слова Якова Полонского. Трудно не согласиться с Тийа Ярг, написавшей в программке концерта, что это «один из непревзойденных образцов полифонического мастерства Танеева». А вдохновенное и высокопрофессиональное исполнение хором этого произведение лишь подчеркнуло грандиозность замысла композитора и его воплощения. «Судьба творческого наследия Танеева драматична, – пишет в конце статьи Тийа Ярг. – Грядут ли перемены?» Думаю, что после концерта в «Яани кирик» ни у кого не осталось сомнений: перемены происходят на наших глазах.