Светлана Сурганова — уникальное явление не только в современной музыкальной культуре, но и в духовной жизни нашего поколения. Она не гонится за успехом, финансовым благополучием, местом под солнцем и в этом смысле совершенно не современна.
Фото Ирины Парамоновой
Ее современность в другом: в своих стихах и музыке она говорит о главном и вечном искренне и не банально, тонко чувствует вибрацию сегодняшнего дня, боль нашего времени. В невысокой, хрупкой, тихой, но звонкой Светлане Сургановой необычайное впечатление производит сила ее духа, цельность и эмоциональная полнота, с которой она представляет себя миру. Ни с кем себя не сравнивая, Сурганова продолжает творить, жить и вдохновлять других.
Направляясь жарким майским днем в отдаленный район города для встречи с ней, я готовилась увидеть «звезду». Но у дверей небольшой, светлой и уютной квартиры меня, как родную, встретила по-человечески простая, улыбчивая и искренняя молодая женщина…
Корреспондент «ВД» первым из журналистов побывал в новой квартире Светланы, поговорил с ней о домашнем уюте, музыке и любви.
Почему Вы решили переехать, да еще и с Кавалергардской в Купчино?
Переезд у меня, как и все в жизни, случился очень неожиданно. Я буквально за неделю нашла эту квартиру. Когда выбирала жилье, поняла, что мне не подходит старый фонд, я устала от старой энергетики. А с Купчино у меня связано много хороших воспоминаний, здесь были разные сентиментальные истории, и, в принципе, я люблю этот район. Да и квартира была нужна с ремонтом, чтобы ничего не делать, а просто въехать и жить. Такая квартирка нашлась!
У Вас очень уютно и столько цветов!
У меня случился «приход» по цветочкам! Хочу жить, как на природе, но не сама иду к природе, природа приходит в мой дом. В этой квартире сбылась еще одна моя мечта — кофейный аппарат! Второй «приход», который со мной случился — я полюбила кофе, особенно капучино. День, прожитый без капучино, — это напрасно прожитый день. Теперь, как мелкая мещанка, я живу в цветочках и попиваю кофеек! (Смеется.)
Готовите только кофе?
Нет, у меня возникло еще одно увлечение, я решила попробовать себя в качестве кулинара. Я, в принципе, очень мало в жизни сталкивалась с кухней. Если в поездках ешь всегда в кафе и ресторанах, то в жизни меня потчевала мамулька, она любит готовить и у нее это очень хорошо получается. А у меня руки все не доходили. А тут появилась своя берлога и плита электролюкс. Причем я никогда на электричестве не готовила, только на газу. Вот и решила ее освоить. И начала с простого блюда — со стейков. Это сытно и быстро! Самое главное, чтобы были правильные специи — соль, перец, прованские травы. Раскаляешь сковородку, кидаешь туда немного сливочного масла, обжариваешь мясо — и блюдо готово! Это полностью мой вариант, потому что все делается моментально. А здесь же еще продолжается перманентное новоселье, поскольку квартира небольшая, друзья сюда приходят мелкими группами. У меня оно было пятисерийное, всех я кормила мясом, и все остались довольны! Но сейчас на мясо смотреть уже не могу, решила с ним подзавязать (Смеется.)
У Вас такой сложный ритм жизни, постоянные гастроли и концерты, наверно многим приходится жертвовать, но что-то и приобретаете?
Сама удивляюсь, как я с таким графиком живу. Надо все-таки почаще заглядывать в паспорт (смеется). Это, во-первых, а во-вторых, все-таки надо более рационально выстраивать свой распорядок. Потому что последние два концерта в Пушкине и Краснодаре, которые по времени стояли рядышком, продемонстрировали мне, что хотя бы сутки после выступления нужно восстанавливаться. Я не умею работать в пол-силы, я максималист. И если я за что-то берусь, выхожу на сцену, то отрабатываю максимально честно и ничего себе не оставляю. Затрачивается много энергии, и конечно требуется время, чтобы восстановить силы. В поездках все еще намного сложнее — перелеты, гостиницы, на всем экономят — это объективная реальность. Журналисты из других городов часто спрашивают: как вам наш город, где вы побывали, что посмотрели? Да какой там посмотрели-побывали! До койки бы добраться! Задача одна — саккумулировать силы, чтобы вечером отыграть хороший концерт. И, к сожалению, многие города узнаются только, скажем, по гостиницам, в которых ты уже был. Вся городская картинка стирается. И только с пятого раза начинаешь идентифицировать — а, так я уже был в этом городе! Иногда узнаешь город по тем людям, которые работают на площадках. Они встречают тебя, как родные, заключают в объятия, это всегда приятно.
Фото Ирины Парамоновой
А как удается удержать коллектив такое долгое время, несмотря на текучку?
В Оркестре ведь все люди творческие, разные, непростые... За время существования группы у нас произошла не одна смена состава, но со всеми музыкантами у меня хорошие приятельские отношения. И с теми, кто был в первом «классическом» составе, и теми, кто эпизодически работал в группе. Я знаю, что эти люди всегда меня поддержат, и если я брошу клич, как, например, это было на 9-летие группы, мы все вместе сыграем концерт. Есть такие песни, которые без людей, принимавших участие в их создании, просто невозможны! Это и Валерий Тхай, и Александр Арсеньев, и многие-многие другие. Поэтому некоторые песни последние годы и не исполняются. Иногда я даже ностальгирую по тем временам... Но хочется экспериментировать, и разные музыкальные жанры требуют определенных музыкантов. Сейчас у меня очень молодой коллектив, и, по-моему, у нас взаимопонимание.
А теперь вопрос как раз про Вас: как из скрипачки Вы превратились в вокалистку, чего это стоило даже не эмоционально, а просто технически? Как Вы «сделали» свой голос?
Я до сих пор не считаю себя ни скрипачкой, ни вокалисткой. Касаемо голоса, это мой давний комплекс и бесконечная борьба с самой собой — это вечный вопрос: а имею ли я вообще право с такими физиологическими вокальными данными петь? Но меня бодрят некоторые примеры — Андрей Макаревич, Олег Газманов, Борис Моисеев. Они молодцы, они просто являют себя и свое творчество миру. Это правильно. Не нужно себя оценивать, себя надо просто являть. Если говорить о том, как развивался мой голос, то мне помогла операция — были узелки на связках. Еще мне очень помогла своими советами оперная певица Ангелина Дашковская, я взяла у нее пару уроков. Смотрела видео-уроки эстрадного вокала, читала книги об этом, занималась самостоятельно и с фониатором. Перед каждым концертом, я практикую эти упражнения.
Поговорим о Вашем песенном творчестве? Каждому поэту-песеннику, как мне кажется, важно иметь свою тему. У Вас очень много песен о человеческой верности, о непредаваемости прошлого. Могут ли быть эти темы для Вас исчерпаны, и какие интересуют в перспективе?
Темы любви, дружбы, постоянства, порядочности, вечности, смерти — эти темы никогда не будут исчерпаны, столетиями о них писали и будут писать. Просто конкретно ты говоришь о какой-то грани этой темы. А граней — тысячи, миллионы. Мне каждый день приходят в голову какие-то житейские мысли, аналогии, параллели. Очень много в жизни параллелей, это я знаю даже из своего опыта. Я очень часто нахожу подтверждение той мысли, что наша жизнь имеет спиралеобразный ход. Мы проживаем очень похожие этапы, просто на другом уровне, как правило, с другими персонажами, действующими лицами. Но эти похожести несомненно существуют. Тема спиралеобразности жизни и судьбы каждого человека мне сейчас очень близка. Может быть это неправильно, потому что я каждый раз возвращаюсь к прошлому. Но что есть опыт? Это умение анализировать прошедшие события и прогнозировать будущие.
Но ведь и в музыке в какой-то момент тоже начинаешь повторяться. Как быть с этим?
Здесь у меня проблемы нет, просто надо чаще садиться за инструмент (Смеется.. Хотя, наверно, у каждого композитора есть такие моменты в жизни. Ты все в себя впитываешь, а потом идет некий внутренний отсев. То, что попало в твою душу, преобразовывается в строчки, ритмы, рифмы. Главное, чтобы этот «фильтр» не был засорен, и, с другой стороны, не был слишком крупным решетом — тогда ничего не остается. У меня пока все проходит, и ничего не застревает. Надо немножко фильтр уплотнить (Смеется.) С годами, к сожалению, все меньше и меньше остается таких моментов, которые застревают в твоем сите, в твоем решете. Потому что уже притупляется чувствительность к этому миру. К тому, что тревожило и будоражило тебя в молодости, начинает вырабатываться иммунитет. Когда-то ты уже это пережил, и теперь, как наркотик, нужно еще что-то более сильное, чтобы тебя всколыхнуло. И, как сохранить эту юность и восприимчивость души, кстати, тоже одна из тем, о которой мне было бы интересно говорить в песнях. Как быть одновременно искушенным и абсолютно открытым всем смыслам, непорочным. Как соединить в себе эти два взаимоисключающих понятия... Кому это дается, из тех и получаются настоящие гении.
А для рок-музыканта — это вообще актуальная тема! Мы знаем много примеров удачного карьерного «взлета» в молодости, и полнейшего забвения и бездарности в более позднем возрасте. Как вам удается продолжать творить?
Я, наверное, как та мышка, которая попала в кувшин с молоком и от безысходности стала барахтаться и лапками взбила масло. Не знаю, во мне живет что-то... то ли это страх, то ли ощущение «ну а как иначе?». А иначе никак! Находи способы, выживай, находи людей, душевные силы. Ты не имеешь права скукситься, потому что за твоими плечами стоит слишком много людей, которые тебя поддерживали, которым ты нужна, ради этих людей ты не имеешь права поступить иначе. Дорогу осилит идущий — это выражение, которое поддерживает меня многие годы. Вот если бы Вы спросили меня, что такое счастье?..
Что же такое счастье в Вашем понимании?
Счастье — это, конечно же, когда ты занимаешься любимым делом, когда ты им горишь. Потому что все стоит на любви, все дыхание жизни, все откровения, все творчество, все маленькие и большие удачи — это плод любви. Если нет любви — нет жизни, нет ничего, пустота, вакуум. Страшное время. Очень устаешь от этого времени безвременья, времени нелюбви. Надо уметь в себе находить силы на любовь, видеть ее, чувствовать, открывать в себе и в других. Наверное, существуют для этого какие-то практики, я бы сама хотела этому научиться! Ну серьезно! Например, у людей ведь останавливается дыхание и сердце, но приходит специалист, бьет тебя кулаком в грудь и заводит твое сердце! Реанимационные мероприятия (Смеется.) И человек снова научается дышать, у него снова начинает биться сердце. Иногда надо быть таким сам себе реаниматором, уметь ударить себя в грудь и посмотреть на этот мир светлыми глазами. Если замыкаешь на негативе, на злости, ненависти, усталости, этот бульон надо обязательно разбавлять светом. Это должен быть абсолютно осознанный процесс. Как маленькие люди начинают учиться читать — сначала звуки, потом слоги, потом слова, любви тоже надо учиться.
А что Вам помогает в этой жизни, за что Вы держитесь?
За воздух! Все есть воздух. Вы думаете, мы по земле ходим, вы думаете мы кружки держим в руках? Мы воздух держим. Если вспомнить строение атома — ядро, электроны и между ними огромное пространство — воздух, за который мы и держимся...