Настоящим украшением серой петербургской осени, еще не расцвеченной открытием сезонов Филармонии и Мариинского театра с его уютным Концертным залом, может стать для вас XV фестиваль старинной музыки Earlymusic.
Знатокам его представлять не надо, за полтора десятка лет он сформировал буквально на пустом месте собственную публику, собственную историю с драматическим развитием и перипетиями, и даже собственную мифологию. Для непосвященных же достаточно и интересных концертов с уклоном в аутентичное, то есть исторически ориентированное, исполнительство в самом широком диапазоне – в эти дни можно будет услышать известнейших европейских мэтров музыки барокко, послушать этническую музыку и увидеть старинные танцы.
Филипп Херревеге
Главным событием фестиваль, как уже не раз бывало, и открывается: 4 сентября в Капелле Санкт-Петербурга – кантаты Иоганна Себастьяна Баха и Дитриха Букстехуде в исполнении Филиппа Херревеге с его оркестром и хором Collegium Vocale Gent. После концерта двухлетней давности, когда прозвучала си-минорная Месса Баха, эталонная в исполнении именно этого коллектива, впечатления еще вполне свежи. Безусловный авторитет 80-х и 90-х годов, Херревеге совсем – для кого-то к счастью, для кого-то к сожалению, – не изменился. Строгий, суховатый стиль и идеально сбалансированная форма, высочайшее качество работы хора и оркестра вызвали у благоговейно настроенного зала экстатические овации.
Нынешняя программа интересна и сама по себе – молодой Бах восхищался Букстехуде, крупнейшим музыкальным авторитетом предыдущего поколения, зрелый Бах многое взял из органного наследия великого предшественника, посмертная же слава Букстехуде почти не заметна на фоне незыблемого культа Иоганна Себастьяна. История – капризная дама, не терпящая выражения «если бы», пусть иногда оно так и просится с языка… Никакие исторические исследования не вернут Букстехуде его прежнего места в музыкальном мире (только в Германии его музыка известна повсеместно, да и то за счет церковной традиции, не концертной), но в этот вечер у нас есть возможность заглянуть в прошлое и увидеть, из какой питательной почвы вырос гений Баха. Да еще и в заведомо первоклассном исполнении.
6 сентября в Капелле выступит еще один весомый авторитет в историческом исполнительстве, также известный в Петербурге благодаря фестивалю, английский арфист Эндрю Лоуренс-Кинг. Виртуоз и энтузиаст, играющий чуть ли не на всех исторических разновидностях арфы, Лоуренс-Кинг записал невообразимое количество дисков (более четырехсот) и в разные годы сотрудничал с такими явлениями европейского музыкального мира как Hesperion XXI, The Harp Consort и Tragicomedia. Нынешняя программа при участии итальянского тенора Марко Бисли будет построена на музыке раннего итальянского барокко с фрагментами театрального действия. В эти же дни музыканты проводят первую Студию оперы барокко в Санкт-Петербурге в рамках второй Открытой академии музыки барокко.
Эндрю Лоуренс-Кинг
Традиционно фестиваль проводит несколько выездных программ в пригородных дворцах и усадьбах. 8 сентября - День барочной музыки в Царском Селе. Центральное событие дня – вечерний концерт в Тронном зале Екатерининского дворца. Польское сопрано Ольга Пасичник в сопровождении ансамбля Солисты Екатерины Великой исполнит три кантаты Генделя, две из которых - Armida abbandonatta и La Lucrezia, как вспомнят внимательные слушатели, она с безупречным вкусом и музыкальностью уже пела лет десять назад в Малом зале Филармонии вместе с полумифической Misica Petropolitana.
Днем в «Зале на Острову» пройдет лекция Григория Каганова о художнице Артемизии Джентилески, после чего прозвучит концерт молодого петербургского ансамбля старинной музыки PratticaTerza с программой итальянской музыки XVII века. В Вечернем зале (Павильон Руска) в исполнении таллинского ансамбля Baltique Вaroque и петербургских скрипачей Евгения Свиридова, Андрея Пенюгина и Марии Крестинской прозвучит программа «Вивальди, известный и незнакомый».
16 сентября – музыкальный день в Гатчине, посвященный фламандскому композитору Яну Свелинку: в Мраморной столовой Гатчинского дворца состоится лекция Симона Грота, голландского исследователя творчества Свелинка и концерт клавесинной музыки Свелинка в исполнении Марии Успенской (Москва), а также лекция Григория Каганова «Падающие звезды» – о фламандском художнике Яне Ливенсе из Лейдена. А в Белом зале дворца - концерт голландского ансамбля Hemony под руководством Симона Грота с вокальной музыкой Свелинка и его учеников. В это же время у Березового павильона будет дан концерт русской фольклорной инструментальной музыки в исполнении ансамблей СКМ (Санкт-Петербург) и Репей (Москва). В концерте прозвучат редкие инструменты - кугиклы, русский аналог флейты-пана.
Французский стиль на фестивале будет представлен ансамблем из Бордо Sagittarius программой музыки времен Людовика XIV в сопровождении актера Тьерри Потто, который будет читать сочинения Лафонтена в аутентичной манере французской мелодекламации (12 сентября, Капелла), а также совместным концертом ансамблей La Symphonie du Marais и Солисты Екатерины Великой на закрытии фестиваля (19 сентября, Капелла) с программой «Музыка французского сада».
Pratum Integrum
10 и 11 сентября в рамках фестиваля выступит московский барочный оркестр Pratum Integrum, единственный в России коллектив, играющий исключительно на исторических инструментах, с программами музыки Генриха Фациуса (в Шереметевском дворце) и немецкой музыкой XVII века (в Капелле).
Лиу Фанг
Как ни странно, в программе этого года только одна экзотическая изюминка, зато какая! Это концерт китайской музыки, исполняемой на старинной лютне-пипе, распространенной в Китае с III века до н.э и на гучжэне, еще одном традиционном щипковом инструменте, напоминающим наши гусли, в исполнении Лиу Фанг в Меншиковском дворце (18 сентября). Сочетанием виртуозной россыпи потрескивающих звуков и медитативных ритмов Лиу Фанг уводит слушателей в какие-то теплые и завораживающие дали, а что может быть лучше серой и дождливой петербургской осенью?