23 и 24 февраля в Большом зале филармонии состоится мини-фестиваль «Два дня польской музыки».

Кшиштоф Пендерецкий. Фото: Владимир Постнов

Польская культура с русской в простых отношениях не была никогда. Россия последовательно покушалась на независимость этого, такого удобного с географической точки зрения, плацдарма для продвижения своих границ на запад, Польша с трудом освобождалась и опять попадала под следующий передел Европы. Братья-славяне даже не то, чтобы таили на одиозного соседа бессильную злость, а показывали ее вполне открыто и самоубийственно. За что и получали от российских властей – и в конце XVIII века, и в XIX, и в XX. С такой историей трудно сохранить взаимное уважение или хотя бы нейтральное отношение друг к другу, тем не менее, именно в сфере культуры поляки – не как нация, ни боже мой, но в лице отдельных ее представителей – российскую культуру почитали за, скажем так, старшую сестру, если не за любимого учителя. В музыке это заметно сильнее всего.

Польский мини-фест, который устраивает в этом году филармония, с одной стороны – всепобедительная дань юбилейным датам, которые мы, независимо от того, что именно празднуем, круглую дату со дня рождения или со дня смерти, используем как информационный повод для любой околокультурной акции. С другой стороны, выбор именно этих юбилеев – столетие Витольда Лютославского и восьмидесятилетие Кшиштофа Пендерецкого – лучше всего и с наиболее выгодной стороны могут продемонстрировать близость русской и польской музыкальной традиции. Оба композитора, классика ХХ века, наследуют лучшим русским и советским композиторам.

Первый концерт посвящен Пендерецкому, который – и это главная изюминка данного события – сам приезжает дирижировать программой своих сочинений. Маститый классик, признанный во всем мире от академических кругов до голливудских продюсеров, активно пишет и дирижирует, совершенно не собираясь обращать внимание на солидный возраст. Два его сочинения – концерт для валторны с оркестром «Зимний путь» (солист хорватский музыкант Радован Влаткович) и Три китайские песни для голоса с оркестром (солирует немецкий баритон Томас Бауэр) прозвучат в Петербурге впервые. Кроме того, в этот вечер прозвучит Третья симфония композитора, огромное пятичастное трагическое и даже траурное по настроению сочинение, написанное уже после всех авангардных опытов юбиляра. Тут можно отчетливо услышать возвращение к стилю Шостаковича и даже отчасти Стравинского.

Витольд Лютославский

Второй концерт – оммаж Лютославскому, которого Пендерецкий почитает в последние десятилетия своим учителем. Витольд Лютославский, ученик Малишевского и через него Римского-Корсакова, помимо своего, если можно так выразиться, «праучителя» испытал сильнейшее влияние творчества Игоря Стравинского. В этот вечер, также впервые в Петербурге, прозвучит Четвертая симфония композитора, его романтический фортепианный концерт в исполнении известной польской пианистки Эвы Поблоцкой и визитная карточка юбиляра, Концерт для оркестра, чрезвычайно популярный в Европе и не очень-то у нас, в котором воплощена и любовь автора к классическим традициям, и его увлечение фольклорным наследием своего народа.

Оба концерта на сцене Заслуженный коллектив России, во второй вечер под управлением известного московского дирижера Феликса Коробова.