7, 10, 14 и 17 марта в Концертном зале Мариинского театра выступает итальянский виолончелист Марио Брунелло с циклом из четырех концертов в честь дня рождения Иоганна Себастьяна Баха «Бах плюс…».
Брунелло уже играл в Мариинском в 2010 году и даже был артистом месяца, после чего в Россию стал приезжать регулярно, в основном, правда, в Москву. Интересная тенденция: последние годы все чаще заново открывают бывших иностранных лауреатов конкурса Чайковского, которые обретают у нас новую славу и собирают полные залы: так было с Андрашем Шиффом, почти не показывавшимся в Советском Союзе, а в последние годы ставшим чуть ли не гуру консерваторских музыкальных кругов. Иностранец, в советское время получивший призовое место на нашем главном музыкальном конкурсе, как бы объединял разорванное мировое пространство, уничтожая железный занавес и приобщая нас к остальному миру. Апокрифическим примером здесь послужит недавно скончавшийся Ван Клиберн, «золотой мальчик» для советских слушательниц на все свои последующие почти восемьдесят лет жизни. Ностальгия по тем потрясающим основы бытия событиям (в 1958 году американец, выигравший в Москве первый приз, был сродни всенародно явившемуся марсианину, не иначе) сейчас нам особенно дорога, когда железного занавеса уже нет, а мир все так же сторонится распадающегося кадавра российской империи.
Марио Брунелло свой приз на конкурсе Чайковского получил в годы перестройки, в 1986 году, в то время западные музыканты воспринимались уже как живые и даже чем-то похожие на нас люди, а значит такого обожествления, как это случилось с Ван Клиберном, ему не досталось. Но и хороших виолончелистов у нас раз два и обчелся, а среднего возраста, пожалуй, и вовсе нет. Брунелло же виолончелист хороший, что называется «наученный», и музыкант интересный, сочетающий солидную концертную карьеру с дирижированием собственным оркестром, проводящий эксперименты на грани словесных, музыкальных и визуальных искусств, да еще и сочиняющий музыку сам. Редкий музыкант живет таким полновесным способом – от концертов с Лондонским филармоническим до восхождения на Фуджи.
Четыре концерта «Бах плюс…» в этом смысле очень показательны. К полному циклу Бранденбургских концертов любимого Баха, которого Брунелло играет всю жизнь, он добавляет каждый вечер что-то принципиально противоположное по стилю, по инструментарию, по музыкальному языку. Но и в чем-то совпадающее с суровой баховской уравновешенностью, или с его грозными, нечеловеческих масштабов страстями, или с его идиллическими духовными откровениями. И вся эта «музыка плюс» - только из ХХ века. «Утренние молитвы» Гии Канчели или «Вопрос, оставшийся без ответа» Чарльза Айвза, «Пьеса в форме квадрата» Филипа Гласа или «Concerto grosso» Альфреда Шнитке – это очень разные по способу выражения, но в целом общие по духу сочинения, попытка через гармонию звуков нащупать и воплотить гармонию мира, что, собственно, и делал Бах, как и любой другой настоящий композитор.