Группа «MONOЛИЗА» появилась на свет сравнительно недавно — в 2007 году.
Фото: Дарьяна Иода.
За это время лидер группы Елизавета Костягина со своими музыкантами успела побывать на вершине хит-парадов, порадовать поклонников несколькими альбомами и интересными дуэтами с «товарищами по цеху». Ни на кого не похожая Лиза Костягина на наших глазах открыла новую страницу петербургского женского рока. Талантливые и нетривиальные песни сразу привлекают внимание: смелые и одновременно нежные тексты, запоминающиеся мелодии и ничем не объяснимое обаяние исполнителей.
В преддверии большого петербургского концерта, который пройдет 12 мая в клубе Jagger при поддержке скутеров KYMCO в России и откроет гастрольный тур группы, VashDosug.ru поговорил с Лизой Костягиной.
Лиза, почему вы решили заниматься музыкой?
Я не решала. Гитара у меня была с детства, с «подъездных» времен. Это ни для кого не было редким явлением, все играли, все друг у друга списывали аккорды. Потом просто познакомилась со Светой Сургановой,которая подтолкнула меня к соозданию собственного творческого пути. Тогда всё было очень непредсказуемо, непрограммируемо, неаргументировано, ничего не понимала и в этом была своя сила... Сейчас тоже все интересно, просто хочется взять иногда тайм-аут, вдохнуть воздуха, на три дня отключиться, уехать, а возможности такой нет. И иногда наличие каких-то временных обязательств напрягает, ты несколько скучаешь по тем беззаботным временам свободного полёта... Правда он был неотделим от пролёта..
У вас нет музыкального образования, не возникают комплексы из-за этого?
Нет. Мне такие люди говорят, что я могу это делать, что на свои сомнения я не обращаю внимания! И потом, у меня такие музыканты, которые с лихвой компенсируют целый оркестр.
Что важнее — мнение авторитетных людей или публики?
Это разные голоса, это разные слова. Есть люди, которые мне могут сказать то, чего не скажут слушатели, а бывают слушатели скажут такое, чего не скажет близкий человек. Я очень часто получаю письма с благодарностями от слушателей за слова, за песни, но я так же знаю, что если бы не ребята, не группа, то песня не приобрела бы конкретную форму, такого звука, настроение. Это серьезная коллективная работа.
За последний год у вас появилось несколько дуэтов — неожиданных и успешных. Как они возникли?
Например, со Светой Сургановой мы выпустили песню «Осенью». Это логическое продолжение песни «Среди мертвых и живых». У это песни такая судьба — она могла появиться только в дуэте со Светой, другого и быть не могло. Света, конечно, могла отказаться, но я больше ни с кем этот дуэт не видела.
К Вашей группе очень быстро пришла известность. Для вас важны известность, слава, популярность?
Это же можно заменить одним емким словом востребованность. Для кого-то востребованность выражается в количестве лайков в социальных сетях, для кого-то — в позиции в хит-параде в «Чартовой дюжине» ,для кого-то в людях,которые приходят на концерты. Для меня, конечно, самый серьезный показатель — это те люди, которые приходят на наши концерты, эта атмосфера и письма слушателей.
А с популярностью для вас не теряется что-то важное и сокровенное в творчестве и в жизни?
Мне кажется, нам грех жаловаться, потому что мы шли к этому, шли к развитию, и все усилия прилагали именно к этому. Конечно, что-то теряется: не успеваешь общаться с друзьями, с близкими — такой побочный эффект неизбежен. Не все с пониманием к этому относятся. И происходит изоляция в общении. Я недавно разговаривала со своими московскими друзьями о том, что очень сложно на данном этапе найти новых друзей, потому что все уже к тебе относятся не так, как это могло быть раньше... Но тем не менее я ни о чем не жалею и думаю, что никто из нашего коллектива не жалеет ни об одном сделанном шаге.
Как ваша песенная философия соприкасается с вашей жизненной философией? Они соприкасаются, или это две разные вещи, не имеющие ничего общего?
В основном все темы черпаются из жизни. Редко бывает, что я могу подсмотреть или подслушать что-то, но даже в таком случае я согласна с этим утверждением, фразой, мыслью. Исходя именно из этого соображения мы делали каверы Кино, Виа ГРА, Аквариума. Либо это шутка, либо солидарность.
Можете как в школе назвать темы своего творчества? Как вам кажется, о чем вы поете и пишете?
Про любовь песен мало. Про одиночество много. Как бы мне не хотелось найти что-то другое, это, наверное, основная тема. Много о поиске. О времени, о его скоротечности, о жизни, о том, что она проходит и все в общем-то неизбежно, но, в то же время, я пытаюсь к этому относится легко, пытаюсь сама себя научить относится легко. Может быть даже тем, что пишу на эту тему.
Почему молодую женщину волнует тема, например, смерти?
А кого она не волнует? Кто-то может к этому проще относится, кто-то может об этом не задумываться, кто-то может скрывать это за чередой событий, дел, а я нахожу время поразмышлять на эту тему. Но я не говорю, что она меня заботит только с какой-то отрицательной точки зрения. Мне вообще феномен этот интересен. Мне не понятно, например, как человек умирает и что остается? Мне интересно размышлять на эти темы. Я начинаю понимать, как быстро проходит время, насколько важно ценить встречи, людей, и если я это понимаю, то пытаюсь об этом сказать.
Недавно вы вернулись с фестиваля в Индии. Эта страна вам близка?
Да, но для нас с Артемом после отравлений она становится все дальше и дальше. (Смеется). Я уже третий год езжу в Индию, встречаюсь там с друзьями из разных городов России. Фестиваль же с небольшими оговорками прошел нормально. Люди даже с моря начали приходить, это же очень сложно, ограничить территорию на пляже. С соседнего пляжа приплыли зрители, как их в море «обилечивать»? Они, мне кажется, и с других берегов, стран приплывали. Выступления были очень популярны. (Смеется).
Если бы вы писали статью под название «Елизавета Костягина» в какую-нибудь энциклопедию, что бы вы написали? Кто это?
Не знаю... Вот! Придумала! Елизавета Костягина — лидер группы «MONOЛИЗА». В энциклопедии должно быть то, что люди могут знать, и то, что им нужно знать обо мне, а остальное — ерунда. Можно добавлять, соавтор таких-то песен, в дуэте сделано то-то, но основное — это группа. «MONOЛИЗА» — через эту призму надо смотреть на Елизавету Костягину.