Музыкальный фестиваль ReMusik, который пройдет с 21 по 26 мая в Петербурге, представит 39 российских музыкальных премьер.
Жан Жоффруа
Под гнетом массива классических шедевров мы забываем о том, что музыка живет и продолжает развиваться. Не превращаясь в музей самой себя, она — самое актуальное из искусств, сиюминутна и дышит с нами одним воздухом. Доказательство тому — новый музыкальный фестиваль ReMusik. Организаторы и художественный руководитель фестиваля Мехди Хоссейни в целом не стали ограничивать себя каким-то одним направлением в современной музыке, поэтому в программе ReMusik есть и западные композиторы ХХ века, давно ставшие классиками — Кейдж, Эллиотт Картер — и наши, становления еще советских времен — Сергей Слонимский, Анатолий Королев, и почти неизвестные у нас европейские и американские ныне живущие авторы.
«Заговор композиторов»
Фестиваль открывается 21 мая в зале Яани Кирик концертом гамбургского объединения «Заговор композиторов», в которое входит шесть авторов, в разных сочетаниях исполняющих музыку друг друга, импровизируя и тут же комментируя происходящее, вовлекая в процесс рождения новых сочинений публику. Кроме того, «заговорщики» сочетают классические инструменты, вокал и электронику, что, в итоге, может быть интересно гораздо более широкому кругу слушателей, нежели сугубо классически ориентированным меломанам.
22 мая eNsemble Про Арте — сезонный коллектив, вот уже более десяти лет регулярно собирающий энтузиастов новой и новейшей музыки в разных составах для очередной премьеры, в концертном зале «Скороход» исполнит программу американской современной музыки. Они же 24 мая в Малом зале Филармонии представят программу, полностью состоящую из российских премьер современной швейцарской музыки, как маститых — Клаус Хубер, Дитер Амман, так и совсем молодых композиторов. Накануне концерта специальный гость фестиваля композитор и профессор лозаннской консерватории Вильям Бланк проведет в петербургской Консерватории мастер-класс по композиции.
Два интересных тематических концерта можно будет услышать 23 мая: в 18:00 в Студии документальных фильмов на Крюковом канале прозвучат монодии, сольные импровизации и других жанров пьесы, написанные для сольных инструментов русскими и зарубежными композиторами. А в 20:00 там же пройдет концерт электроакустической музыки музыковеда, исполнителя и архитектора Артуро Корралеса, Вольфганга Дельнуи, получившего специальное электроакустическое образование, и петербургских молодых композиторов Светланы Лавровой и Владимира Раннева, которые учились в нашей, сугубо академической консерватории, а электронной музыкой занимались либо самостоятельно, либо за рубежом. Для тех, кто заинтересован в этом направлении современного музыкального сочинительства, может быть полезно посетить лекцию и мастер-класс по электроакустической музыке
25 мая в Консерватории, которую под эгидой французского Национального центра электроакустической музыки проведет знаменитый ударник, уже давно профессор Парижской консерватории, но продолжающий выступать с музыкой, зачастую специально для него написанной, Жан Жоффруа. Он же совместно с Кристофом Лебретоном завершит фестиваль концертом, состоящим из французской современной электронной музыки, в музее Эрарта 26 мая.
Любителей аккордеона, который последние десятилетия все расширяет свой репертуарный диапазон, привлечет дневной концерт 25 мая в Яани Кирик, где известный петербургский аккордеонист Сергей Чирков будет играть сочинения тех же Клауса Хубера, Вольфганга Дельнуи и других. И, поскольку аккордеон — инструмент совершенно самобытный и ни на что не похожий, публике было бы интересно сравнить свои впечатления от сочинений одних и тех же авторов в таких разных выразительных средствах. Вечером в тот же день в Яани Кирик выступает известный московский ансамбль «Студия новой музыки», который в этом году празднует двадцатилетие своей творческой деятельности, полностью посвященной интеграции русской новой музыки в общеевропейский музыкальный процесс. Под руководством своего создателя Владимира Тарнопольского, ансамбль исполнит концерт в рамках большого проекта «Звуковые пути», сочетающего русскую и немецкую музыку 40-50-летней давности и наших дней.