Израильская певица Ясмин Леви 18 июня выступит в Капелле. «Уникальный голос» говорят о Леви в Израиле и действительно, голос у нее такого свободного диапазона, что не укладывается ни в одну классификацию тембров, одинаково полнозвучно «гуляя» и в грудном регистре меццо-сопрано, и на самых высоких нотах. И все-таки природные вокальные возможности не самое главное в ее концертах.

Помимо голоса, уникален и репертуар певицы, который изначально основывался на песнях сефардов, испанских евреев. Это красивая история: отец девушки, известный этномузыколог Ицхак Леви, собрал, систематизировал и издал — фактически, первым в мире всерьез заинтересовавшись этим феноменом — песни сефардов на Балканах, в Турции и Северной Африке. Мать Ясмин пела дочери эти песни в детстве, благодаря чему она исполняет их на почти исчезнувшем сейчас языке «ладино» — смеси кастильского, испанского и иврита. Будучи изгнаными из Испании в пятнадцатом веке, отдельные группы сефардов распространились практически по всей западной и восточной Европе и ладино тогда был самым распространенным вариантом иврита. Конечно, яркая красавица, поющая песни избранного народа на исчезающем буквально на глазах языке (считается, что сейчас на нем говорит только 150 тысяч человек) — это великолепная находка менеджмента певицы. По семейной легенде, она с трудом восстановила домашние записи матери, поющей песню Либертад, которая и легла в основу нового альбома Леви. При этом песни сефардов — это совсем не этнографическая редкость, в наши дни их исполняют многие профессиональные и даже академические музыканты, в основном ориентированные на историческое исполнительство.

Собственно, и не в фольклорной достоверности песен, которые поет Ямин Леви, дело. В альбоме, который она сейчас рекламирует своим первым мировым турне, есть и ее собственные сочинения. Но и в ее композициях, как и в песнях сефардов, содержится такой сокрушающий букет тоски по утраченному дому, испанского пряного ритма фламенко, накал любовных страстей и густой, восточно-сладкий голос, что волей-неволей, любишь ты этот стиль или нет, принадлежишь к этой культуре или в первый раз к ней приобщился, катарсис испытаешь все равно. Аристотель говорил, что катарсис это наслаждение от сопереживания происходящему на сцене, а не сопереживать в данном случае просто физически не получается. Остается расслабиться и получить удовольствие: сладкие слезы и комок в горле обеспечен, а что тому виной — вокальное искусство певицы, вековая скорбь изгнанного из родных мест народа или искусное манипулирование сантиментами публики — какая разница.