Новое здание Мариинского театра постепенно «вживается» в ландшафт города и в сознание горожан: отшумели возмущения тех, кому здание активно не нравилось, затихли мнения об акустике, удобстве и технических возможностях зала. Новая сцена включилась в повседневную работу Мариинки — без громких премьер открытия.

Старое-новое

Не будем лукавить — премьеры все-таки были: стильная и даже, пожалуй, сдержанная — по сравнению с ожиданиями — «Весна священная» Саши Вальц, визуально насыщенная, подробно иллюстрирующая сюжет «Русалка» Даргомыжского в постановке Василия Бархатова... К тому же на новую сцену в эти дни активно переносят репертуар с исторической сцены театра, что тоже, в какой-то степени, является премьерой: новая сцена обладает совершенно другими техническими характеристиками, даже пропорции у нее другие — в отличие от глубокой сцены-коробки старой Мариинки, новая — шире, а значит, сценографию, мизансцены, хореографический рисунок нужно переделывать. Да и богатые возможности трансформации сценического планшета грех не использовать — ничего подобного старая сцена театра, конечно, не предполагала.

Правила переноса

8 июля в здании на Крюковом канале покажут «Травиату» в режиссуре Шарля Рубо 2002 года — лаконичная в отношении сценических средств, стильная в цветовом решении и очень романтическая постановка этой истории любви сделана в исключительно трогательном ключе. К чему располагает сладкая, иногда почти до предела приторности, музыка Верди. Но, поскольку главную партию в этот вечер будет исполнять молодая итальянская певица Даниэла Скиллачи, а дирижировать Фабио Мастранджело, излишнюю сладость можно будет и простить — у итальянцев сентиментальность и эмоциональная экзальтация, что называется, «в крови» и выражается она так естественно, что по-другому, кажется, и быть не может.

5, 9 июля в концертном исполнении будет исполнена не менее романтическая одноактная опера Сергея Рахманинова «Алеко» с Эдемом Умеровым, Анной Маркаровой и Сергеем Семишкуром в главных партиях. За дирижерским пультом Павел Смелков.

В области балета

11 июля на новую сцену выйдут прима-балерина театра Екатерина Кондаурова и Данила Корсунцев в балете «Бриллианты» из «Драгоценностей» Джорджа Баланчина, очень удобных для переноса на другую сцену, так как декораций в них нет вообще, а хореография сугубо геометрична. Три части «Драгоценностей» — «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты» дают прекрасную возможность танцовщику, не отвлекаясь на сюжет, достаточно свободно воплощать собственный эмоциональный рисунок роли. За эту допустимость своей интерпретации партий эти балеты часто выбирают для бенефисов.

14 июля тот же прекрасный дуэт — блистательная в своих отточенных, виртуозно техничных, сильных и гибких движениях Кондаурова и идеально взаимодействующий с примой в качестве партнера Корсунцев – выступит в самом может быть известном балете советского периода — «Спартаке» на музыку Арама Хачатуряна в хореографии Леонида Якобсона. Героическая, выразительная музыка и новаторская для 1956 года в своей свободе чувственной выразительности хореография сделала «Спартак» настоящим хитом для многих поколений публики. И в наши времена он воспринимается не менее сильно, так как идея свободы человеческой личности, лежащая в основе сюжета, в наши дни опять более чем актуальна. Балет будет показан еще 15 и 16 июля с другим составом исполнителей.

Шедевры и примы

17 июля в концертном исполнении прозвучит опера Беллини «Норма» с Марией Гулегиной в заглавной партии и она же 20 июля выйдет на сцену в «Макбете» Верди с Евгением Никитиным в партии Банко. Верди первым из итальянских композиторов решился сохранить оригинальный сюжет великой шекспировской трагедии (в основном, для либретто брали только фабулу, основу сюжета или даже только завязку оного, безжалостно коверкая все остальное), в результате «Макбет» стал одним из высших достижений его зрелого периода. Великолепное сопрано Гулегиной, прославленной именно исполнением вердиевских ролей, а также яркий и драматичный бас-баритон Евгения Никитина в партии Банко, тень которого начиная со второго действия символизирует муки совести Макбета, это, возможно, лучший состав, который может предложить отечественный театр для этой оперы. 19 июля на новую сцену перенесут еще один итальянский оперный шедевр — «Тоску» Джакомо Пуччини в постановке Пола Карана. Вызвавшая в свое время немалую критику постановка может заиграть новыми красками за счет более масштабной сцены, на которой яркие задники с гигантскими лицами будут выглядеть более органично, а гипертрофированные, искаженные пропорции сценографии и наклоны планшета сцены, которые, кстати, великолепно отражали такую же искаженность человеческих чувств в сюжете оперы, в новых технических возможностях только выиграют.

Кармен и блудный сын

А 21 июля, в качестве воскресного подарка, очевидно, публике днем и вечером будут показаны несколько балетов. Самый беспроигрышный хит отечественного балетного репертуара «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина в хореографии Альберто Алонсо, сделанной когда-то для великой Майи Плисецкой. В главных партиях выступят Софья Гумерова, Юрий Смекалов и Константин Зверев. Также будут показаны «Блудный сын» Джорджа Баланчина, уже переживший вполне удачный переезд в новые стены и несколько сцен из известных балетов в качестве дивертисмента.