Для любителей загадывать желания под летящие звезды начало музыкального сезона — лучшее время: мировые знаменитости будут выходить на сцены одна за другой, а желание должно быть только одно — попасть в театральный или концертный зал.
Немецкая программа с британским акцентом
В Михайловский театр приезжает оркестр Государственной капеллы Берлина под управлением Даниэля Баренбойма. 8 и 9 сентября оркестр даст два концерта, в которых исполнит сочинения Рихарда Вагнера (оркестровые номера из опер), Рихарда Штрауса (симфоническую поэму «Жизнь героя»), Эдварда Элгара (Симфонию № 2) и Людвига ван Бетховена (Симфонию № 5). Строгая, помпезная немецкая программа, сдобренная британцем Элгаром, будет естественно, а возможно, даже и эталонно смотреться в исполнении одного из старейших и знаменитых немецких оркестров, один список руководителей которого — Иоганн Агрикола, Гаспаре Спонтини, Джакомо Мейербер, Рихард Штраус, Эрих Кляйбер, Франц Конвичный — внушает глубокое почтение. Даниэль Баренбойм, один из лучших пианистов и дирижеров мира, репертуар и творческие устремления которого, равно как и число полученных наград, — более чем велики, руководит оркестром с 1992 года и как никто другой знает, как подступиться к оркестру, чтобы получить отличный результат и подать классическую программу незаштампованно.
Майский в осеннем качестве
В Филармонии им. Д. Д. Шостаковича, в рамках Международного музыкального фестиваля «Царскосельский дивертисмент», выступит известный виолончелист Миша Майский, в прошлом — ученик М. Ростроповича и Г. Пятигорского. В двух концертах (в Малом зале — 9 сентября и Большом зале — 11 сентября) он предстанет перед нами и как камерный исполнитель (сочинения Шуберта, де Фальи, Альбениса, Бриттена), и как солист, соревнующийся с оркестром (будут исполнены Двойной концерт Брамса, совместно со скрипачом Виктором Кулешовым, «Вариации на тему рококо» Чайковского и «Adagio con variazioni» итальянского композитора Отторино Респиги). Майский сотрудничал со многими выдающимися музыкантами современности, включая пианистов Марту Аргерих, Ланг Ланга, скрипачей Гидона Кремера, Максима Венгерова, дирижеров Неэме Ярви, Леонарда Бернстайна и др., так что высокое качество исполнения гарантировано.
Мариинский «иконостас»
13 сентября, в пятницу, в Мариинском театре (на главной сцене) в «Раймонде» выступит блистательная и очаровывающая Ульяна Лопаткина. Партия Раймонды в одноименном балете А. Глазунова и хореографии Мариуса Петипа, которая в репертуаре и «в ногах» балерины уже более пятнадцати лет, по праву считается одним из высочайших достижений Лопаткиной. Сама же Ульяна, которую журналисты называют не иначе как «иконой русского балета» или «божественной» и на выступления которой зрители съезжаются с самых разных городов нашей страны, умудряется при своей звездности не потерять известной доли скромности и пиетета к искусству — необходимых условий не для парения в лучах славы, но для полноценного творчества.
Мариинский театр, в дополнение к традиционным оперным и балетным постановкам, инструментальным концертам и open-air-мероприятиям, развивает еще и рынок мультимедийных представлений. Так, 14 сентября на новой сцене Мариинского будет дан кинопоказ оперы «Иоланта» Чайковского с Анной Нетребко в главной роли (постановка Мариинского театра совместно с Баден-Баденским Festspielhaus; 2009). Это бюджетный вариант для тех, кто хочет посмотреть и послушать Нетребко максимально близко к живому исполнению. Во-вторых, произойдет показ 3D-версии балета «Лебединое озеро» все того же Чайковского с Екатериной Кондауровой и Тимуром Аскеровым в главных партиях, и здесь степень вовлеченности зрителя в действо, происходящее на экране, благодаря ультрамодной технологии 3D, оказывается еще выше.
Не только в мюзикле
Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, готовясь к открытию сезона, в памятный для нашего города день начала блокады (8 сентября) представляет вечер песен военных лет и произведений ленинградских авторов. Солист Иван Ожогин (тенор) выступит в сопровождении Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы под управлением дирижера Валентина Лященко. Выпускник ГИТИСа Иван Ожогин в представлении не нуждается — за его плечами не одно выступление на петербургской сцене, включая главную роль в совсем недавней постановке — мюзикле «Бал вампиров» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Согласимся, что контраст между речами графа фон Кролока и песнями военных лет резкий. Однако настоящий артист (а именно таков Иван Ожогин) умеет по-настоящему переживать любую роль. В новой для себя роли — рассказчика блокадной поры, он не менее органичен, чем в уже известных по мюзиклам.