В Ледовом дворце 12 сентября в честь 40-летия своего альбома «Thick As A Brick» выступает Jethro Tull.

В Петербург приезжает мировая легенда, английская рок-группа времен «The Beatles» и «The Doors». Для нынешнего среднего поколения они уже мастодонты, для молодежи – и вовсе история. Представьте, что вы попали на выступление «The Beatles» с Ленноном во главе или «The Doors» с Джимом Моррисоном? Так вот, это то самое поколение и, во всяком случае для английского рока, явление одного порядка. И при том, живое и до сих пор активно концертирующее.

Уникальное явление, с какой стороны не посмотри. Созданная 45 лет назад, группа не распалась, не поменяла уже солидного возраста фронт-мэна и, при всем своем коммерческом успехе, не превратилась в сезонный гастрольный продукт, десятилетиями катающий по миру свои старые хиты – нет, они развиваются, ищут новые пути и находят их, порой, в очень и очень причудливых сочетаниях музыкальных стилей. Кстати сказать, и коммерческий успех Jethro Tull изумил их первого продюсера несказанно, так как музыканты никогда не рассчитывали на массовую популярность.

Йэн Андерсон

Стиль их музыки трудно идентифицировать. Прогрессив-рок с элементами металла, джаза, джаз-рока и фолка – все это ничего не говорит о безошибочно узнаваемой звуковой картинке и характерной интонации Jethro Tull. Много ли еще вы знаете рок-групп с солирующей флейтой? Создатель и бессменный лидер группы Йэн Андерсон рискнул вывести этот, до того сугубо академический, инструмент на рок-сцену и создал новый, свой собственный, музыкальный стиль. Собственный еще и потому, что флейтой он владеет виртуозно, дай бог каждому классическому музыканту, а его фантастическая энергия и свобода в ритмике и импровизациях создают такой драйв, который не каждому джазисту под силу. В итоге получается что-то совершенно невообразимое ни с классических, ни с джазовых позиций – рок с джазовыми соло, фолк-джаз на основе тяжелого рока, этно-прогрессив рок с элементами академической музыки. Не случайно, первое десятилетие существования группы ее очень не любила музыкальная критика, и чем больше рос успех Jethro Tull у публики, тем ожесточеннее нападали на Андерсона рецензенты, в попытках хоть как-то классифицировать его не поддающийся никакому анализу стиль. Позже критика сошлась на понятии «арт-рок», с того времени универсальном варианте названия всего, что выходит за рамки рок-музыки.

«Thick As A Brick», в честь сорокалетия которого и проходит этот юбилейный тур, чрезвычайно показателен в плане издевательств, которым Андерсон подвергал недалеких музыкальных журналистов и их зашоренное сознание. Альбом состоит из одной сорокаминутной композиции, чья текстовая основа якобы принадлежала 8-летнему поэту-вундеркинду (текст, конечно, принадлежал самому Андерсону, но это далеко не сразу выяснилось), структурно же это скорее классическая симфония из нескольких частей, но с элементами джаза и фолк-рока, а состав музыкантов включал в себя лютниста, клавесиниста, полную оркестровую духовую группу и еще много чего интересного. Это сейчас мы привыкли к стилю «кроссовер», а в 1972 году официальные рецензенты музыкальных изданий отказывались от работы, после тщетных попыток идентифицировать альбом. Как бы то ни было, именно этот альбом Йэн Андерсон до сих пор считает своей лучшей работой, а у нас есть уникальная возможность в живую услышать и Thick As A Brick, и другие хиты этих живых динозавров эпохи зарождения и расцвета британской рок-культуры.