20 сентября в Концертном зале Мариинского театра выступают Вадим Репин, Николай Луганский и Александр Князев.
Николай Луганский и Вадим Репин. Фото: Harrald Hoffman
Камерная музыка — не такой уж частый гость в по-настоящему больших концертных залах. В Петербурге основная концертная площадка для камерных программ — Малый зал Филармонии, за ним стоит широкий круг небольших концертных залов музеев, библиотек, ВУЗов. В общем, камерная музыка потому и зовется камерной, что является чем-то гораздо более интимным и не широкоформатным: широкая публика пойдет на солиста — это понятнее и проще для восприятия, на концерты хоровой или симфонической музыки — тут есть реализация нашей потребности в массовом переживании эмоций, а помимо массы людей, среди которых слушатель сидит, он чувствует единение и с оркестровой массой, в идеальных моментах сливаясь воедино и с залом, и с массивом звуков, производимых коллективом музыкантов на сцене. Чтобы воспринимать вот так, сопереживая, камерную музыку, надо быть гораздо более «подкованным» или просто привычным к такого рода удовольствиям, даже когда речь идет о музыке классической, не авангардной. В результате, на камерных концертах сидит совсем другая, особенная публика.
Но есть и исключения. Концертный зал Мариинского, у которого слушатель вообще свой собственный, изредка устраивает такие камерные вечера, на которые собираются аншлаги почище, чем на хороший оркестр или виртуоза-солиста. Собственно, в этот раз выступать будут как раз солисты, мировой известности музыканты, но в составе трио да еще и с самой «хитовой» программой. Вадим Репин, обладатель кажется уже всех наград, которые может собрать скрипач за свою карьеру, один из лучших скрипачей мира. Отсутствие каких-либо видимых ограничений в виртуознейшей технике и звукоизвлечении, колоссальная востребованность и работоспособность — что еще нужно для успеха? В этот вечер фирменный сладчайший звук музыканта вкупе с его последовательной любовью к русской музыке добавят прелести жемчужине камерного репертуара, трио Чайковского памяти Николая Рубинштейна. Красивая и понятная музыка и идеальный для нее исполнитель — нечастое сочетание.
Николай Луганский, широко известный музыкант того же поколения, солист, лауреат конкурса Чайковского и такой же последовательный «трудоголик», как и его давний коллега и партнер по камерному исполнительству, Репин. Явный романтический талант пианиста, его способность в равной степени потрясать публику мощными кульминациями и тончайшими, звуковыми нюансами и элегическими штрихами великолепно сочтутся и с сочинением Чайковского, написанного памяти близкого, почитаемого им друга с самыми искренне трагическими интонациями, и со вторым фортепианным трио одного из главных представителей музыкального романтизма Брамса.
Александр Князев
Та же виртуозная техническая база, внимание к интонации и звуковым оттенкам, а также обаяние свободного и самобытного интерпретатора отличает и виолончелиста Александра Князев, музыканта старшего поколения московской школы. Такой концерт лучший вызов для развивающегося петербургского меломана, и отличная возможность приобщиться к когорте любителей камерного музицирования.