28 сентября в Большом зале Филармонии пианист Хавьер Перианес даст сольный концерт.

С советских времен мы любим все иностранное. Да, собственно, еще в царской России большинство дворян говорило на французском, а позже на английском, русский же считали языком темных масс, посконным и корявым. И жизнь прожигали на Лазурном берегу, и дачи снимали в Италии. Одни письма Гоголя с его захлебывающимся восторгом по поводу итальянской пасты чего стоят. А уж во всем, что касается культуры, во все времена западники в нашей стране побеждали славянофилов. Только в ХХ веке русская музыка и русские исполнители заявили о себе, как о самостоятельном явлении, а русская публика, наконец, стала ценить собственную исполнительскую школу. Но и в наши дни стоит появиться в афише звучному иностранному имени, слушатель оживляется и с восторгом готовится воспринять, как «у них» играют Бетховена или Брамса. И правда, интересно же?

Молодой, как о нем до сих пор пишут, пианист Хавьер Перианес в свои 34 года покорил Испанию и только начал продвигаться на сцены других европейских стран. Представители старого света вообще не очень торопятся с карьерой — то, что азиатский виртуоз выигрывает в 16, а русский в 20, европейцы спокойно могут оставить и до 30-ти, а то и вовсе не начнут бороться за мировую известность. Перианес в данном контексте стал активен как раз после тридцати, и за последние три-четыре года записал несколько сольных дисков и сыграл с несколькими ведущими оркестрами мира – Лондонским филармоническим, оркестром ВВС и Израильским филармоническим, выступление с которым два года назад на знаменитом фестивале в Люцерне стало, наконец, его истинным дебютом мирового уровня. Лиризм, нежность звука и сокровенность интерпретаций музыканта получили всеобщее признание.

В прошлом году он получил национальную премию Испании, что равняется, наверное, нашей, советских времен, Государственной премии, то есть официальное признание государством артиста, творчество которого носит отныне презентативную функцию, представляя культуру своей страны за рубежом.

Вот эту визитную карточку Испании мы и услышим в Филармонии. Правда, программу Перианес выбрал сугубо классическую и совсем не национальную: Бетховен, Дебюсси, Шопен. Две сонаты Бетховена, № 12 с классическими вариациями и знаменитым похоронным маршем, впоследствии переработанным композитором в Третьей симфонии и № 31 – написанная в конце жизни, с отчетливым осознанием трагичности человеческой доли, чуть ли не отчаянием в финале. К этой монументальной безысходности первого отделения прилагается прелестный, бессюжетный, переливающийся всеми оттенками звука Дебюсси, причем самые известные, импрессионистские его пьесы – и «Лунный свет», и «Остров радости». Завершит же концерт пленительный во все времена романтизм Шопена – отличная программа, и чтобы оценить возможности и таланты зарубежного исполнителя, и просто для очередной встречи с прекрасным. Ну и, конечно, интересно: как «у них» играют Шопена?