Мариинский театр расширяет не только свои границы и площадки, но и жанры. Что особенно приятно, расширяет он и образовательные программы: в наши людоедские по части культуры дни это удивительно и ценно.

Фото: Н. Разина

В сезоне 2013-2014 в одном из камерных залов нового здания театра проходит новый абонемент занятий-концертов для детей 3-6 лет совместно с детским музыкальным лекторием «Пикколо».

Зал-амфитеатр Мариинского-2 сам по себе вполне игровое пространство — то ли ступени, то ли каменные лавки со вросшими в них подушечками-сидениями детям должны быть интересны, как и все необычное, тем более, что справа через стеклянную стену можно полюбоваться на старую Мариинку, а слева зал вообще ничем не ограничен и можно взглядом, а за ним и фантазией унестись в огромное, сложно организованное пространство нового театрального здания. Тут и заскучавшему ребенку будет чем развлечься, и даже отвлекшись от занятия, он приобщится к чему-то вполне осязаемо полезному: красота и гармония старого классического здания рядом, теплые цвета оникса и других отделочных камней в интерьере нового театра, ощущение простора и одновременно структурированного пространства — это развивает образное мышление и чувство формы. Правда, возможностей отвлечься у ребенка будет немного.

Концерты-занятия «Пикколо» построены на интерактивной основе, маленького слушателя постоянно включают в процесс познания отдельных инструментов, он может потанцевать – что, кстати, замечательно помогает ребенку понять разные музыкальные ритмы, побить в бубен или потрясти маракас, в общем ощутить себя в процессе создания музыки, а не вовне ее, как сторонний слушатель, что для дошкольника с точки зрения психологии восприятия нестерпимо скучно и бессмысленно. Ведущая, музыкант и музыкальный психотерапевт Ольга Пикколо, а также музыканты Мариинского обеспечивают детям 45 минут непрерывного, активного познания мира музыки со всех его сторон и ракурсов. Если ребенку понравилось именно это занятие, он может сходить на него еще раз (они повторяются) – вот уж совсем не школьный, не линейный подход к образованию.

Каждое занятие представляет какой-то один инструмент, причем как привычные скрипку, виолончель или какую-нибудь валторну, так и совсем сказочно звучащие и выглядящие старинные или неклассические инструменты – виолу да гамба, лютню, ксилофон и даже губную гармошку. Дети получают программу будущего концерта, наклейку с изображением инструмента, чтобы было на что полюбоваться дома, и небольшое домашнее задание, которое не обременит ни родителей, ни ребенка. Поскольку проходят эти концертные уроки примерно раз в месяц, маленькие зрители успевают «переработать» информацию, сжиться с новым ему инструментом и музыкальным материалом и успеть слегка соскучиться по такому увлекательному и нестрашному обучению. При таком подходе, да еще и по сравнению с нашей школьной системой образования, с ее вечной гонкой за успеваемостью, замученными нервными учителями и огромным объемом никак не связанных с жизнью знаний, ребенок с опытом приятных и вроде бы несложных занятий будет стремиться на концерты классической музыки как на праздник – а это, согласитесь, лучший из возможных результатов.