17 октября в рамках концертного тура по России Амстердамский барочный оркестр выступит в Концертном зале Мариинского театра.
Фото: Marco Borggreve
Модная в России последние полтора десятка лет идея исторического исполнительства, ставшая само собой разумеющейся основой высшего музыкального образования в Европе, у нас пережила периоды маргинального увлечения, элитарной моды и некоторого пренебрежения, и вот сейчас достигла, наконец, крупных концертных залов. В обоих залах филармонии на днях выступают московские барочные музыканты, а Мариинский театр со свойственным ему размахом пригласил в свой Концертный зал (акустика которого, кстати, гораздо благодатнее для глуховатых жильных струн и клавесина) пионеров аутентичного исполнительства Европы, Амстердамский барочный оркестр.
Титулованный и регулярно получающий высшие европейские награды за свои записи оркестр существует уже более тридцати лет, что само по себе вызывает уважение и трепетное ожидание того качества сыгранности, коего в наших суматошных условиях жизни музыканты просто не успевают достичь, прыгая из оркестра в оркестр, меняя дирижеров, коллег и музыкальные стили. Конечно, и в Европе давно перешли на сессионный методы работы, однако, встречаясь несколько раз в год на две-три недели репетиций, Амстердамский оркестр поддерживает и единый стиль, и общую, как это ни громко звучит, художественную задачу. В основном, за счет неутомимой энергии своего создателя и бессменного руководителя Тона Копмана.
Органист, клавесинист и музыковед — почему-то в Европе исполнителю не зазорно всерьез заниматься и исследовательской работой, у нас же представители этих двух профессий относятся друг к другу с сугубым пренебрежением — Том Копман долгие годы исследует и исполняет музыку барокко в ее органичном историческом звучании, то есть на исторически точных инструментах и в той стилистике, которая была присуща исполнителям эпохи барокко. Он, например, предпринял титанический труд, записав со своим оркестром и хором все светские и духовные кантаты Иоганна Себастьяна Баха, а это ох как много! И в целом, Копман со своим оркестром на мелочи не разменивается, не углубляется в поиск забытых сочинений малоизвестных композиторов, не делает тематических программ, вроде «композиторы южного Тироля, работавшие в Астрахани в последнюю треть XVIII века» — все его изыскания и концертные проекты посвящены музыке Баха, Генделя, Букстехуде, то есть крупнейших представителей музыки барокко, чьи достоинства не надо доказывать, чьей музыкой можно просто восхищаться. Именно такую программу мы и услышим 17 октября: ре-мажорная оркестровая сюита Баха, концерт для фагота с оркестром Моцарта и симфония Гайдна «с тремоло литавр» — красивые сочинения первосортных композиторов в исполнении людей всю жизнь профессионально этим занимающихся. Даже и не представить, что еще может понадобиться публике для счастья?