8 ноября в Большом зале Филармонии выступит Королевский оркестр Консертгебау под руководством Мариса Янсонса.
Если максима «все познается в сравнении» верна, то возможно идти на этот концерт меломану и любителю симфонической музыки не стоит: разница с привычным нам качеством исполнения будет вполне болезненна. Тут главное не оценивать, не выстраивать иерархию. Не удивляться чистым вступлениям духовых или нераздельно единому звучанию струнных. В конце концов, вибрато соседей по пульту «съедает» абсолютный слух струнников после двух-трех лет работы в оркестре, кто ж этого не знает… А духовые в принципе самоубийственная стезя — это ж какое здоровье выдержит такую мощную постоянную подачу звука… Нельзя сравнивать, нельзя. Наши музыканты работают в нечеловеческих условиях, под непрерывным давлением нестабильной политической обстановки и ищущих взглядов семьи, желающей чего-нибудь поматериальнее, чем утренние гаммы. Прочь сравнения!
А вот тем, кто не охотник сравнивать, кто не любит желчно вздохнуть в паузе, с гадкой улыбкой прошептав соседу: «значит, возможно все-таки играть вместе?», не готовится оглядывать партер в надежде встретить затравленный взгляд знакомого оркестранта, заранее предвкушая с какой торжественной миной можно будет кинуть ему в лицо «вот, значит, какой Моцарт-то на самом деле», такой концерт пропускать грех. В конце концов, удовольствий в этой нашей жизни не так уж и много, нельзя упустить момент. Консертгебау — один из лучших оркестров мира, а по версии журнала «Граммофон» и просто лучший, что, в общем-то, совершенно не важно, потому что сравнивать не нужно, нужно наслаждаться качеством, звучанием, чистотой звука и интонации, осмысленностью происходящего. За 125 лет существования оркестр, кажется, стал живым существом — со своими традициями, своим, узнаваемым звуком и характером. И, разумеется, со своим, периодически сменяемым, главой — с 2004 года это Марис Янсонс, наследие одновременно отечественной и западной дирижерской школ: он учился в Ленинградской консерватории у Николая Рабиновича и в Зальцбурге у Герберта фон Караяна, был несколько лет ассистентом великого Евгения Мравинского, после чего переехал в Европу. Янсонс может еще связать наше суматошное время со временами Мравинского, когда дирижер со своим оркестром работал десятилетиями, доводя его до совершенства или хотя бы до полного соответствия своему об оном представлению.
Марис Янсонс. Фото: Marco Borggreve.
В России оркестр представит две программы, из которых в Петербурге прозвучит только Вторая симфония Густава Малера. Что, кстати, наиболее показательно для периода «правления» Янсонса, который специализируется в основном на музыке XIX и XX веков. Симфония «Воскресение» — огромная, пятичастная конструкция с двумя вокально-инструментальным частями, у нас исполняется редко и, честно сказать, еще реже — удачно. Тем более интересно было бы услышать ее в исполнении оркестра, который впервые сыграл ее под руководством самого автора в 1904 году и с того времени не выпускает эту симфонию из репертуара. Сольные вокальные партии исполнят Вероника Джиоева, одно из лучших отечественных лирико-драматических сопрано, отличающаяся безупречным чувством стиля и эффектной эмоциональностью, и Анна Ларссон, шведское контральто, завоевавшее признание европейской публики именно малеровским и вагнеровским репертуаром. В концерте участвует также один из лучших прибалтийских хоровых коллективов «Латвия», уже сотрудничавший с Консертгебау в 2011 году и исполнявший тогда Восьмую симфонию Малера.
Юбилейный тур оркестра проходит по шести континентам, включая даже Африку и Австралию, а также с семидесятых годов не слышавшую это чудо Россию. И это прекрасная возможность «отстроить уши» и прочистить слух, найти для себя точку отсчета симфонического исполнительства, без оглядки на знакомые оркестры, просто для душевного здоровья. Как слушают камертон, настраивая инструмент.