16 ноября в рамках года Нидерландов в России в Академической Капелле состоятся российские премьеры двух сочинений Луи Андриссена.
Голландский композитор Луи Андриссен настоящий, как у нас это называли, «шестидесятник», ни одно радикальное авангардное музыкальное явление 60-70 годов ХХ века не прошло без его участия. Он был одним из первых в Европе, кто с академических позиций занялся электронной музыкой, он же в начале 1970-х демонстративно отказался писать для симфонических оркестров, изобретая изумительно экзотические ансамбли из оркестровых, этнических и джазовых инструментов. Образцовый протест — особенно, если учесть его происхождение и образование: Андриссен родом из самой настоящей композиторской династии, (его отец, дядя, брат и сестра также композиторы) и учился он, как и все Андриссены, в Гаагской Королевской консерватории, а потом в Милане и Берлине. И с таким блестящим стартом академической карьеры музыкант всю жизнь экспериментирует с формой и звучанием, уходя во все более радикальные формы выразительности.
Впрочем, не всегда. Его культовый «De Staat» который мы, спустя сорок лет после мировой премьеры, впервые услышим 16 ноября, стал поворотным пунктом для истории голландской музыки и серьезным этапом для музыки европейской, как и многие подобные вехи, не будучи сугубо новаторским. Тут соединились многие линии развития европейской музыкальной культуры — сериализм, намеренная дистанция с любыми романтическими порывами, только завоевывающий тогда популярность минимализм и уже ставшее для Андриссена фирменным сочетание ярких и энергичных оркестровых ходов с вокалом, отчасти, может быть, напоминающее музыку Бриттена. Собственно, сейчас «De Staat» еще интереснее слушать, постфактум узнавая и подытоживая для себя все те открытия музыкального авангарда, которые он в себя вобрал, как живую краткую историю музыки ХХ века. Протестное содержание здесь несет текст Платона, цитаты из «Государства» которого подобраны таким образом, что получается, будто музыкальное новаторство способно изменить государственный строй. Утопическая, к сожалению, идея, а то бы мы давно уже жили в совсем другой реальности.
Второе сочинение, также впервые звучащее в России, La Passione 2002 года на сюрреалистические стихи итальянского поэта эпохи модерна Дино Кампана «Орфические песни», фантастические и ужасные видения психически больного поэта – это другая линия творчества Андриссена, соотнесение поэтического текста с соответствующей ему музыкальной структурой и языком. На этом пути композитор дошел и до опер — в сотрудничестве с Питером Гринуэем, но также написал и много интереснейших камерных сочинений. La Passione написано фактически для двух голосов — женского джазового и скрипки, в сопровождении духового ансамбля. Исполнять произведения живого голландского классика будет Московский ансамбль современной музыки, первый коллектив в нашей стране с 1990 года играющий новую и новейшую западную и русскую музыку и осуществивший более 800 премьер сочинений Шнитке, Денисова, Берио, Ксенакиса. Солировать же будут голландские музыканты во главе с дирижером Юрьеном Хемпелом. И если музыка и не способна кардинально изменить мир, то, по крайней мере в этот вечер, она покажет, как кардинально можно изменить привычный взгляд на музыкальную материю и ее средства выразительности, не теряя при том ее образной и эмоциональной силы.