23 и 24 ноября в Мариинском-2 и в Концертном зале Мариинского театра состоятся два концерта Роттердамского филармонического оркестра.

Роттердамский филармонический оркестр был основан в 1918 году в качестве клуба, в котором люди собирались с удовольствием помузицировать друг с другом, и это удовольствие стояло на первом месте, не предполагая никакой прибыли. Подобных сообществ было много и редко, когда такая «совместная творческая практика», как значилось в их первом уставе, перерастала в профессиональную деятельность. Но не в этом случае — уже в 1935 году оркестр стал городским и обзавелся собственным концертным залом De Doelen, в котором, в перестроенном виде, играет и сейчас. Кроме того, РФО участвует в постановках Нидерландской оперы, то есть ведет нормальную профессиональную жизнь симфонического коллектива, с постоянным симфоническим репертуаром на своей площадке, оперным — в театре и регулярными гастролями.

В 1995 году оркестр возглавил Валерий Гергиев, который придал и коллективу, и городу новый блеск, учредив мини-фестиваль собственного имени и быстро выведя его на привычный для себя уровень мировой значимости. В этом году фестиваль был посвящен творчеству трех великих русских композиторов — Прокофьева, Стравинского и Мусоргского. Собственно, благодаря этому осеннему роттердамскому «Гергиев-фестивалю», мы и имеем возможность услышать концерт оркестра 24 ноября, в котором прозвучат, уже с успехом и таким типично европейским, аккуратным отношением к русской музыке исполненные в Роттердаме «Ночь на лысой горе» и «Картинки с выставки» Мусоргского (последние в оркестровке Мориса Равеля) и Симфония в трех частях Стравинского. Дирижировать будет Валерий Гергиев и тут можно будет оценить качество работы маэстро с другим оркестром, с которым он за четверть века работы сроднился не меньше, чем с оркестром Мариинского. Сочетание европейского качества оркестрового исполнительства и интерпретации русского дирижера на материале русской музыки — это и интересно, и познавательно.

Концерт 23 ноября продемонстрирует новый период в жизни оркестра, с 2008 года возглавляемого Янником Незе-Сегеном. Молодой канадский дирижер, пока в большей степени оперный, чем симфонический, уже с успехом дирижировал симфониями Бетховена, Брукнера и Малера, а в Петербурге представит Первую симфонию Брамса. Большая, четырехчастная композиция, написанная в большей степени в бетховенском духе и форме, в противовес модным тогда программным симфониям, носит и явный романтический характер, особенно в первой и заключительной частях с их мрачным и масштабным драматизмом.

Сергей Хачатрян

Украшением этого вечера станет выступление Сергея Хачатряна с Первым скрипичным концертом Шостаковича. Молодой армянский скрипач, безусловная звезда своего поколения, с детства живет в Германии, и не причисляет себя ни к какой скрипичной школе, будучи сугубо самостоятельным и в интерпретациях, и стиле. Что в данном случае важно, так как этот концерт Шостакович посвятил Давиду Ойстраху, исполнение которого в 1955 году до сих пор считается эталонным. Хачатрян, с его ошеломляющей индивидуальностью и очень личным «проживанием» этой сложной и технически, и по содержанию, вещи, это как раз тот скрипач, которого сравнивать с эталоном не будут, за ненадобностью.