23 ноября в Малом зале Филармонии состоится концерт джазового трио Гайворонский-Кондаков-Волков с программой «Наш Даргомыжский».
Владимир Маковский. Портрет Александра Даргомыжского.
2013 год богат на двукратные юбилеи — 200-летия Вагнера и Верди, кажется, отметили все музыкальные театры, оркестры и концертные площадки города. Слава главного реформатора оперы в XIX веке и главного автора кульминационного и триумфального развития классической итальянской оперы всемирна и неоспорима. Но между ними осталась малозаметной в этом, таком богатом на празднования, сезоне фигура Александра Даргомыжского, родившегося в том же 1813 году. Непростая судьба композитора, младшего современника Глинки, в тень славы которого он попал, его искреннее отношение к музыке, как к социально значимому, сугубо реалистическому искусству, простое человеческое несовпадение, в конце концов, ни с одним из прославленных современников, включая более молодое поколение композиторов, сделало Даргомыжского какой-то промежуточной фигурой между Глинкой и «Могучей кучкой». При жизни он был мало признан и в наши дни его тоже зачастую забывают.
Однако же его камерная музыка, в особенности вокальная, лежит в основе русского музыкального образования. Как одного из создателей русского классического романса, Даргомыжского изучают, а его музыку поют и играют все школьники и студенты музыкальных учреждений, а значит — его мелодика, его сатирические романсовые портреты, его лирика, тесно связанная с русским песенным фольклором, вошли в нашу «плоть и кровь», в наше коллективное бессознательное накрепко, если не навсегда.
На этом и построена программа известного петербургского джазового трио трубача Вячеслава Гайворонского, пианиста Андрея Кондакова и контрабасиста Владимира Волкова, которая только вышла в виде диска. Те мелодии и музыкальные обороты, что легко всплывают в памяти любого, прошедшего хотя бы музыкальную школу, слушателя, прекрасно ложатся на джазовую стилистику. В зрелом возрасте Даргомыжский намеренно избегал сладкозвучия и классической мелодики, его музыкальный язык в большей степени повторяет речевую интонацию — для джаза такой подход идеален. Некоторые романсы музыканты только слегка обработали, какие-то мелодии, напротив, превратились в сугубо современную, диссонансную даже музыку, что-то обернулось постмодернистской игрой музыкальными эпохами. В результате получилась живая, увлекательная и интересная для музыкально образованной публики программа, которую можно разгадывать как ребус или музыкальную викторину, а можно просто расслабиться и — получать удовольствие.