Этой осенью лидер группы «Сурганова и Оркестр» — Светлана Сурганова отметит свое 45-летие большим концертом в клубе «А2». Она никогда не скрывала свой возраст, подробности своей личной и творческой биографии. При этом ошеломляюще открытая Сурганова — загадка для всех, кто знает ее или ее песни. О Светлане пишут разное, да и она сама говорит в своих стихах и интервью о себе по-разному.

Кто она — «кумир эстетов», «хэдлайнер рок-фестивалей», «икона гей-движения», «экс-снайперша», «талантливая скрипачка из детского дома», «возлюбленная Шопена»? VashDosug.ru поговорил с ее друзьями, коллегами, соавторами, поклонниками, для того, чтобы попытаться понять, кто же такая Светлана Сурганова.



Знакомство

Валерий Тхай: «Мы когда-то поступали вместе в педиатрический институт. Она поступила, а я не поступил. Но затем оказались вместе в команде КВН, что символично. Она играла на скрипке, а я на гитаре. Я увидел, как Света разыгрывается, меня это впечатлило. Я подумал, что надо с девочкой познакомиться, потому что скрипачки всегда пригодятся. А она увидела, как  разыгрываюсь я и, вероятно, подумала то же самое, и мы сразу же обменялись телефонами».

Кира Левина: «Мы познакомились 11 лет назад. 11 лет и 3 дня, если быть точной. На Московском вокзале в Петербурге. Я передавала посылку для группы "Ночные снайперы". Об этой встрече не помнит никто, кроме меня. Но я запомнила Свету. Запомнила из-за ее открытости. Она задала мне пару очень прямых вопросов, и я была ошеломлена этой прямотой».

Елизавета Костягина: «Когда я познакомилась со Светой, впервые почувствовала уверенность в себе. Именно Света дала мне возможность не сомневаться в том, что мои песни кому-то нужны, в том, что у меня есть хорошие тексты, в том, что если я не буду заниматься музыкой, то поступлю очень глупо. Я подумала, что раз Сурганова поверила в меня, значит и правда я что-то могу сделать».

Работа

Кира Левина: «Света, конечно, вдохновитель. И она неутомима! Она умеет создать при  любых условиях творческую атмосферу. Когда мы работали над нашим совместным поэтическим выступлением, что бы мы ни делали — ездили на велосипеде, сидели на берегу залива, ехали в машине – мы все время репетировали, вспоминали, повторяли, обсуждали, перестраивали программу. Она к себе очень требовательна, неутомима, она обладает какими-то неведомыми запасами энергии и внутреннего топлива. Как она этого добивается — для меня до сих пор тайна. Сколько лет я знаю Свету, столько эту загадку и разгадываю».

Валерий Тхай: «Бескорыстный творческий момент в работе со Светой актуален до сих пор. Она такой человек, что не может творить на заказ. У нее все идет от сердца. А если сердце не будет биться в такт, нет смысла и сотрудничать. У Светы есть талант руководителя, я думаю, что это еще наследие прошлого, когда она была комсоргом. Она это делает с тем самым комсомольским позитивом, который ей достался в наследство от Советского Союза, что меня несказанно радует. Ей некомфортно в конфликтных ситуациях, она всегда в поисках положительных эмоций».

Петр Малаховский: «Света сыграла в моей жизни заметную роль, значительную, может быть, даже так получится, что однажды я скажу, что это человек номер один. Посмотрим. Но раньше эта роль все же была более важной. Чем она "звезднее", тем реже мы встречаемся, но наши отношения по-прежнему остаются теплыми. Просто жизнь стала сложнее. Но я узнаю ту Свету, какой она была 25 лет назад. В чем-то она изменилась, но в главном она осталась такой же — открытой для всего нового, открытой по отношению к людям».

Поклонники

Настя Полева: «Света, конечно, бесценна для людей, которые ее окружают, для своего круга поклонников. В её песнях есть высокая поэзия, искренность, музыкальность. На сцене Света поёт с полной самоотдачей, никакого послабления. И ещё я наблюдаю в ней постоянное стремление расти. Очень важная черта  для музыканта — умение общаться с публикой. Должна быть хорошая реакция, способность импровизировать. Это всё есть в Сургановой».

Кира Левина: «Я думаю, что отношения Светы и ее публики можно определить как взаимную любовь. Света с первого своего концерта проносит и выражает благодарность публике. Она делает все для своей публики, это точно. Она может "брать" зал чем-то необъяснимым. Это обаяние, это улыбка, это некий посыл и, мне кажется, это совершенно обезоруживающая откровенность. Возможно, этим она заставляет людей в зале быть настолько близкими. Там ведь все свои, даже люди, которые никогда не слушали Свету и попали на концерт в первый раз».

Валерий Тхай: «Она искренне любит поклонников. Бывают люди, которые любят себя в поклонниках, что достаточно эгоистично. Света же относится к ним как к людям равным, сопереживающим, как к друзьям, к близким людям, с уважением. Обратной связи не было бы при каком-то другом отношении. Не было бы той самой магии воздействия, если бы не было этого искреннего, настоящего отношения к публике, к самому факту концерта, встречи. У Светки это отношение не меняется: как было 20 лет назад, так и сейчас остается».

Творческий путь

Петр Малаховский: «За эти 20 лет Света прошла путь эволюции. От простых песенок под гитару до сложных аранжировок, оркестровых почти. И определенный путь духовного развития, хотя, ясно, что она была духовно и душевно богата с самого начала. Настоящий момент она оценивает как остановку в пути. Она сказала недавно, что те люди, которые вдохновляли ее на создание произведений, ушли. Этот мощный импульс, который 10-15 лет назад давал тягу к творчеству, иссяк, и она ждет какого-то нового сигнала свыше».

Валерий Тхай: «Как творец Светка сделала максимум из того, что можно было сделать. У нее громадный опыт. Нынешний момент — просто середина дороги. Нет ни спада, ни кульминации. Есть серьезное переосмысление, много внутренней работы. Как личность Света тоже многое сделала за эти годы. Это внутренняя, духовная работа, которая действительно отражается и на творчестве».

Так кто же она?

Вера Полозкова: «Сурганова — настоящий боец, причем, боец в забытом смысле. Она самурай с очень четким кодексом, она перфекционист. Она очень точная, очень спокойная, удивительно глубокая, прекрасно знающая цену вещам и тому, чего она хочет от себя и от людей».

Елизавета Костягина: «Прежде всего она друг, человек, который находился рядом на стыке моих жизненных этапов, открыватель новой опции в Елизавете Костягиной. Эта опция называется группа "MONOЛИЗА"».

Настя Полева: «О ней сначала хочется сказать высокопарно — яркая звёздочка, планета. А затем добавить — человек волевой, целеустремлённый, настойчивый, любящий жизнь, заботливый, добрый, "центровой" для компании. Если б не музыка, она точно стала бы актрисой или режиссёром».

Валерий Тхай: «Она мой настоящий друг. Это когда люди принимают друг друга такими, какие они есть. Многое ей во мне не нравится, многое в ней мне может не нравится. Мы столько лет друг с другом, так что уже стали как родственники».

Кира Левина: «Света поэт в самом высоком смысле слова в своем жизнетворчестве. В нем Света поднимается до высокой поэзии. Это абсолютно светоносная личность, она просветитель, она энергетический донор, она вдохновитель, она магнит. Это человек с добрыми, чудесными, совершенно светлыми вибрациями».

Петр Малаховский: «Сурганова — российская рок-звезда, певица, композитор, поэт, харизматичная, позитивная личность, кошка, которая гуляет сама по себе. Что сказать, она настоящая».