Этой осенью Светлана Сурганова планирует выпустить новый альбом под названием «Игра в классики». Название не имеет никакого отношения ни к детской игре в классики, ни к известному роману Хулио Кортасара, зато отражает настроение будущей пластинки и сферу музыкальных интересов певицы.
Старые песни Сургановой прозвучат в новых инструментальных аранжировках с цитатами из классических произведений и отсылками к разным музыкальным формам, временам и настроениям. О новом альбоме, любви к классической музыке и стремлению к симфоническому звучанию VashDosug.ru поговорил со Светланой Сургановой.
— Светлана, расскажите, пожалуйста, каким будет этот альбом?
— Этот альбом будет более легким, чем предыдущий, с милыми намеками и даже цитатами из известных классических произведений. Под классическими произведениями я подразумеваю и академическую музыку, и классику джаза, классику советской эстрады, классику музыки кино. Думаю, в этом альбоме будет пара-тройка приятных обращений к разным временам, эпохам, к любимым произведениям, фильмам людей разных поколений.
Мы уже записали струнный квинтет. Мне нравится, как он звучит! Сейчас насыщаем фонограммы другими инструментами, в основном акустическими. Пару дней маэстро Тхай (Валерий Тхай, соло-гитарист группы «Сурганова и Оркестр» — VashDosug.ru) записывал акустическую гитару. Кое-что уже прописано на рояле Никитой Межевичем, кое-какие басовые и контрабасовые партии тоже готовы. В общем, альбом будет музыкальным! Это, наверное, для меня сейчас приоритет. И еще он будет легким и, надеюсь, во многих моментах вызовет добрую улыбку. В альбом в основном вошли наши ранние песни, но и новую композицию «Мой путь» в струнной аранжировке мы тоже включили.
— Вы анонсировали альбом как экспериментальный. В чем это проявляется?
— В акценте на симфонические аранжировки, когда приоритет отдается струнным. Такого у нас еще не было, и мы не знаем, что из этого получится — в этом и есть эксперимент. Аранжировки писала Маша Савкина. Она очень интересный музыкант, прекрасный скрипач, и для нее это, кстати, новый вид деятельности, расписывать партитуры до этого ей еще не приходилось. Мне кажется, Маша с этим очень хорошо, интересно, нестандартно справилась. Может быть, именно то, что у нее не было классических навыков написания партитуры, как раз и позволило создать такие особенные струнные аранжировки. Этим они мне и интересны.
— Вы пугали поклонников творческим отпуском, а вместо этого выпускаете новый альбом!
— Для нас самих это неожиданность! (Смеется.) Мы сделали сначала 8 песенок в струнных аранжировках в качестве своеобразного бонуса на день рождения группы. Хотелось сделать сюрприз слушателям. Так, побаловались… А потом подумали, а почему бы и весь альбомчик не записать? И вот опять отпуск накрылся медным тазом. Ну и хорошо!
— Группа записывает музыку, создает аранжировки, песни уже написаны, чем же занимаетесь вы?
— Контролирую процесс (Смеется.). Я говорю: «Вот это хорошо, но хорошо бы еще вот так, а вот это не очень хорошо, давайте это заменим: другие ноты или другой штрих». Все очень легко пока дается, потому что за меня все делают очень талантливые профессиональные люди. Я только выказываю свою волю и создаю общую концепцию. И взаимодействую с Машей Савкиной... Я ее похитила, увезла в Колтуши, где сейчас живу, и заперла там. Сказала: «Не выпущу, пока не напишешь все аранжировки». Я ее любила, холила, лелеяла, кормила, но из Колтушей не выпускала. В итоге за две недели было озвучено порядка пятнадцати песен. Это очень хорошие темпы. Машка, конечно, чуть не свихнулась, но я как доктор оказывала ей всевозможную помощь… Сам альбом пишет Михаил Тебеньков. Раньше он сотрудничал с группой «Сурганова и Оркестр» в качестве трубача и клавишника. Но сейчас он уже выступает как саунд-продюсер. Несколько лет назад он ушел из нашей группы и работал с Ассаи. Я очень рада, что Миша сейчас опять с нами, пока у него пауза в сотрудничестве с Ассаи. Может, эта пауза навсегда, может — нет. Сейчас я уже никогда не говорю «никогда» и «всегда». Этот мир настолько переменчив. Но тем, что есть сейчас, я очень довольна. Миша за эти полтора-два года очень вырос как специалист по звуку, как аранжировщик. Сейчас он мегапрофессионал и удивительно легкий и понимающий человек. Мы с ним на одной музыкальной волне и с полуслова друг друга понимаем. Поэтому все очень легко и радостно. Поэтому альбом очень позитивный. Я прямо сама уже хочу его скорее купить!
— То есть вы ищете новое звучание старых песен? Это своеобразная форма творческой рефлексии, желание посмотреть на свои песни со стороны?
— Новые песни пока не складываются в концептуальный альбом, мы выпускаем их синглами, они звучат на радио («Осеннее шоссе», «Ну почему же я вру», «Гертруда»). А поскольку есть материал, который еще не был издан официально в студийном качестве, то почему бы его не издать? Время, когда я писала эти песни, было очень хорошим: я была очень наивной, чистой, честной, молодой и красивой. Сейчас я стала еще более молодой и еще более красивой, но чуть-чуть менее наивной. Все-таки это большая ценность — наивность. Чем дольше живу, тем больше в этом убеждаюсь. Не инфантильность, а именно наивность. Чистота взгляда на мир, его незамутненность, когда он не обременен житейским опытом, потерями. Сегодня 8 лет рейсу 612 (Рейс «Анапа — Санкт-Петербург», потерпевший крушений под Донецком 22 августа 2006 года. Этому событию посвящена композиция «Рейс 612» группы «Сурганова и Оркестр» — VashDosug.ru). Время бежит катастрофически быстро. Поэтому данный альбом просто адекватен моменту: есть недооформленный материал — надо его выпустить. Появится новый материал — будут новые песни в каком-то еще звучании. Сейчас мне нравится эта легкость, эта прозрачное акустическое, живое звучание, наполненное дыханием музыки, и в тяжелый саунд пока возвращаться не хочется.