Один из самых традиционных оркестров России — Андреевский оркестр народных инструментов — продолжает экспериментировать. 5 ноября в Большом зале филармонии им. Д. Д. Шостаковича состоялась премьера оратории Виктора Плешака «Песнь про купца Калашникова». «Vashdosug.ru» решил узнать у композитора, почему его заинтересовало именно это творение Лермонтова.
— Виктор Васильевич, чем вас так затронуло лермонтовское произведение — его ведь часто со школьной скамьи не любят за «программность»?
— Меня затронули человеческие страсти, которые всегда современны. Я увидел в этой поэме, написанной в 1837 году, метафору трагической гибели Пушкина. Моя догадка подтвердилась и в различных исследованиях лермонтоведения. А что касается школьной программности, то Лермонтов здесь не одинок. Эта же печальная участь уготована и «Евгению Онегину», и «Войне и миру». В конце концов, все зависит от учителя литературы. Меня, например, многие шедевры Лермонтова трогают до слез: «Тамань» и «Фаталист» из «Героя нашего времени», «Наедине со мною, брат...», «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива», «На смерть поэта»...
— Вас в основном знают по эстрадной музыке. Когда вы работали над «Песней...», не казались «чужими» народные инструменты?
— Я очень сожалею, что мой портрет для многих, мягко говоря, неполный. С другой стороны, мало кто знает, что Никита Богословский, написавший «Шаланды полные кефали» и «Темную ночь», является автором 8 академических симфоний! Я все 50 лет композиторской деятельности активно работаю во всех жанрах музыки. У меня есть оперы, балеты, оперетты, симфонии, концерты, квартеты, секстеты и т.д. Одних сюит для оркестра народных инструментов у меня 7 штук! А с Оркестром имени Андреева я сотрудничаю аж с 1967 года! Оркестр народных инструментов является незаменимым для воплощения русского начала и благодаря мягкости своего звучания идеален как партнер для вокалистов и солистов-инструменталистов.
— Сегодня в моде мюзикл — есть ли у вас планы написать современный мюзикл? Нет ли предложений восстановить уже написанные вами мюзиклы на сцене?
— Мною написано около 30 мюзиклов, большинство из которых были поставлены. В 1994 я написал 8 мюзиклов и все были поставлены. Один из них «Инкогнито из Петербурга» переживает сейчас 2-ю волну интереса к себе. За последний год он был поставлен в Алма-Аты (Казахстан), в Николаеве (Украина), в театре оперетты Урала, в Оренбурге и в Сыктывкаре (на коми языке!). В Красноярске он ставится вторично (в 2000 году красноярская постановка была отмечена престижнейшей премией «Золотая маска»). 1 и 2 ноября в Красноярске будет мини-фестиваль из моих мюзиклов. А сейчас я работаю над первым мюзиклом по произведению Валентина Пикуля. Это будет моим музыкальным вкладом в празднование 70-летия Победы. Премьера намечена на 9 мая.
— У вас музыкальная семья? Сочиняли ли вы когда-нибудь музыку сообща?
— Концентрация музыкантов и композиторов с фамилией Плешак действительно высокая. Моя мама профессионально пела в хоре. Брат — джазовый музыкант, окончивший Академию им. Сибелиуса в Хельсинки, давно живет и работает в Европе. Моя жена — профессиональная пианистка, уже 40 лет работающая в Консерватории. Моя невестка — преподаватель сольфеджио в Хоровом училище, где, кстати, учился и я, и брат, и два моих сына. Оба они — Сергей и Алексей — стали композиторами. С 2002 года у нас существует проект «Плешак и сыновья», имеющий даже свои логотип. У нас есть несколько совместных сочинений — сюита «Плешак и сыновья» для Оркестра имени Андреева, триптих романсов на стихи А. Фета, триптих песен «Царское Село» на стихи Метелева. На днях в Мюзик-холле было представление мюзикла «Открой свое сердце», музыку к которому я написал совместно с Сергеем. 3 ноября в концертном зале музея А. С. Пушкина на Мойке, 12, в рамках фестиваля «Земля детей» состоится юбилейный творческий вечер поэта Олега Сердобольского, на котором, по его просьбе, будет исполняться музыка всех троих композиторов династии.