21 ноября в Концертном зале Мариинского театра состоится сольный концерт московского пианиста Александра Гиндина.
Александр Гиндин выступает в Петербурге по несколько раз в год и на всех основных академических сценах — в филармонии, в зале Мариинского театра, в Капелле, — как сольно, так и с симфоническими оркестрами, и хотя он сам, в том числе по причине своей молодости, не завоевал еще статуса «культового артиста» (который есть, например, из отечественных пианистов у Григория Соколова, Михаила Плетнева, или даже Алексея Любимова), но миф о нем (не как легенда/нечто вымышленное, а в более глубоком смысле — скорее как образный сгусток, комплекс артикулируемых и неартикулируемых величин, из которого слагается индивидуальность: мы сейчас хорошо представляем себе миф о Гленне Гульде, о Святославе Рихтере, о Генрихе Нейгаузе и др., которые тоже складывались годами и с ростом карьеры музыкантов) по маленьким кирпичикам уже создается.
Его имя прочно входит в десятку имен крупнейших пианистов России, и за многолетнюю концертную деятельность как в России, так и за рубежом вокруг Александра Гиндина вполне сложился круг поклонников, который со временем только расширяется, и не исключено, что отринув внешнее и эффектное, сократив количество выступлений до художественно обусловленного, оставшись наедине с искусством и став абсолютно свободным в плане выбора исполняемых произведений, Гиндин лет через 20-25 превратится в такого же властителя дум пианистической молодежи, кем были вышеупомянутые пианисты (причем некоторые из них – и для него самого), и некоторые предпосылки для этого — есть.
Биография Александра Гиндина типична для современного виртуоза: музыкальная школа (обычная, и затем ЦМШ), Московская консерватория и аспирантура (класс профессора М. Воскресенского), победы в конкурсах (среди которых — 4-я премия Международного конкурса Чайковского, завоеванная в семнадцатилетнем возрасте), выступления под началом и в ансамбле с самыми востребованными дирижерами и музыкантами России, участие в ряде международных фестивалей, преподавание, опыт деятельности членом жюри, руководство Ансамблем солистов «Эрмитаж».
Особо отметим более чем десятилетнее сотрудничество с другим прославленным пианистом, более старшего поколения — Николаем Петровым в рамках фортепианного дуэта Николай Петров — Александр Гиндин. Дуэт Петров — Гиндин за одиннадцать лет своего существования выступил более чем с двадцатью программами и несколькими десятками сочинений (в основном, композиторов XVIII-XIX веков), в том числе, малоизвестными, многие из которых были сыграны впервые. Приобрела также известность история о том, как Александр Гиндин, придя на выступление Андрея Гаврилова в качестве слушателя, неожиданно был вынужден подменить скандального пианиста, отказавшегося вдруг от выступления, без репетиций исполнив сольную партию в Третьем концерте Рахманинова. Эхо скандала и триумфа Гиндина докатилось даже до опального критика Нормана Лебрехта, рассказавшего о ситуации читателям на Западе: восторженная фраза Лебрехта о том, что «в России в зрительном зале всегда найдется пианист, способный сходу сыграть Третий концерт Рахманинова», потихоньку становится уже крылатой, и иные, слыша и повторяя ее, уже не знают, чей поступок вдохновил ее автора, Нормана Лебрехта, на такую осанну.
Конечно, основу репертуара Александра Гиндина составляют хорошо известные виртуозные сочинения классико-романтической эпохи (Моцарт, Шопен, Лист, Рахманинов), но, однако, не чурается пианист и музыки ХХ века, а также малоизвестных сочинений прошлого (например, серьезных сочинений Карла Черни, чьи инструктивные этюды стали для восьмилетнего Гиндина одним из первых крупных музыкальных впечатлений, что, согласитесь, весьма своеобычно).
Для исполнительского стиля Гиндина характерны некоторая эмоциональная сдержанность (которая видна даже в движениях пианиста за инструментом: эмоции могут отражаться мимикой, но не движениями корпуса), или отстраненность (не холодность), не отменяющая при этом артистичности, открытости публике. Гиндин играет без преувеличений, без искусственности, без эстетской рафинированности, но вместе с тем и без грубости, сохраняя полнозвучный, полновесный физический, земной звук.
Программа концерта 21 ноября довольно обширна, и включает в себя (помимо ожидаемых бисов — ими Гиндин, как когда-то молодой Г. Соколов, нередко прямо-таки балует публику) Вторую сонату Рахманинова (вторая редакция) и множество транскрипций (Гиндин — один из немногих современных пианистов, всерьез увлекающийся исполнением транскрипций и переложений — они часто украшают сольные концерты пианиста). В числе транскрипций в клавирабенде — песни Шуберта-Листа, сюита «Петя и волк» Прокофьева (транскрипция Татьяны Николаевой), органный концерт ре минор Вивальди-Баха (транскрипция для фортепиано У. Мердока) и другие произведения.