Двухнедельный музыкальный марафон — Пятнадцатый ежегодный фестиваль «Площадь искусств» — готовит слушателям множество подарков. Главный из них слушателям преподнесут на второй день фестиваля. Речь идет о долгожданном выступлении в Петербурге немецкого тенора Йонаса Кауфмана, которое состоится в Большом зале филармонии 15 декабря.
Строго говоря, это не первое появление певца в нашем городе. В 2011 году он участвовал в записи оперы Рихарда Вагнера «Валькирия», организованной Валерием Гергиевым в Концертном зале Мариинки. Некоторые фрагменты писались во время концертного исполнения, в частности, на публику был исполнен первый акт, выстроенный вокруг героя Кауфмана Зигмунда. Несмотря на странную природу этого мероприятия, петербуржцы все-таки услышали прославленного певца «вживую». Москвичам повезло больше — только за последний год Кауфман дал два сольных концерта в столице (еще было совместное с Дмитрием Хворостовским выступление в 2008-м). И вот — свершилось!
Кауфману нет равных в современном оперном мире. Он выступает на лучших площадках всех континентов, участвует в самых громких премьерах, его фотосессии регулярно украшают престижные глянцевые журналы, под него организуются HD-трансляции спектаклей. Имени Кауфмана в афише достаточно, чтобы обеспечить кассам многомесячную осаду. Впрочем, почитание его таланта выражается не только коммерческими сборами. В прошлом году он был провозглашен kammersanger Баварской оперы, что эквивалентно аристократическому титулу (hofkammmersanger в былые времена — статус королевского придворного певца, сегодня же одна из высших форм признания художественных заслуг в немецких оперных театрах). Баварец по происхождению, Кауфман стал человеком мира: 24 февраля 2013 года — день его концерта в американском Фениксе, штат Аризона, — был официально объявлен днем Йонаса Кауфмана.
Внешность Кауфмана не оставляет равнодушными критиков обоих полов, диапазон сравнений — от чувственных натурщиков Караваджо до киноикон вроде Антонио Бандераса. Режиссеры ставят его на одну актерскую планку с Аль Пачино и Робертом де Ниро. Но, прежде всего, Йонас Кауфман — певец с уникальным голосом. Волнующая красота его обусловлена приглушенным темным тембром, не меняющим мужественной волевой окраски даже на предельных звуках диапазона. Оперные герои в его исполнении обретают плоть и кровь наших современников. К этому добавляется феноменальная техника, обретенная благодаря обращению к музыке разных эпох и стилей: Монтеверди, Массне, Моцарт, Рихард Штраус, Бизе, Россини, Малер… В последнее время все более отчетливым делается переход певца на партии драматического тенора, оправданный силой и качеством его окрепшего голоса.. Вагнер и поздний Верди были в его репертуаре и раньше. Но все большее значение для него обретают веристские партии (Шенье, Турриду, Канио) и крепкие пуччиниевские роли (Де Гриё, Рамирес в «Девушке с Запада»). Певцу удается не только совмещать их с лирическими партиями (Вертера, например), но и обогащать исполнительские традиции приtмами из разных стилей.
Несмотря на оперные триумфы, бесценным сокровищем в репертуаре Кауфманна являются камерные программы. В этом репертуаре гораздо более явно, чем в опере, проступают музыкальная культура и актерский «нерв» исполнителя. При этом заданная мера интимности, личной эмоциональной вовлеченности в диалог со слушателем делает заметным любой наигрыш. Естественность и органичность рассказа «от первого лица» должна совмещаться с абсолютным техническим контролем. Постоянным партнером певца в этой области является австрийский пианист Хельмут Дойч, в прошлом профессор Кауфмана в мюнхенской Высшей школе музыки. Их многолетний дуэт и взаимопонимание дает обоим те свободу и спонтанность, которые могут по ходу концерта в корне изменить его концепцию.
После весеннего выступления с циклом Шуберта «Зимний путь» в Москве, певец приезжает в Петербург с классическим немецким Liederabend (дословно – «песенным вечером», нечто, близкое к вечеру романсов). Это жанр, в котором мера вкуса и такта исполнителей определяется подбором не только композиторов, но и поэтов. В Петербурге прозвучат четыре «малых» вокальных цикла. «Три сонета Петрарки» Ференца Листа были написаны в самый романтический период его отношений с графиней Мари д'Агу (около 1838 г.). Ввиду невероятной технической сложности они редко исполняются вокалистами. Сам композитор позднее переделал их в фортепианные сюиты и включил во второй, итальянский том сборника «Годы странствий». Те певцы, кто может их осилить, получают потрясающий материал для актерской интерпретации. Сонеты описывают три фазы любви: изначальная нерешительность и растерянность — нетерпеливое желание — получение взаимности. «Любовь поэта» Роберта Шумана на стихи Генриха Гейне входит в число любимых концертных произведений Кауфмана, и композиционное решение его меняется в зависимости от того, как будут расставлены акценты в 16 песнях цикла. Песни Шумана на стихи Юстинуса Кернера – новый для Кауфмана цикл: естественно, что певец не захотел останавливаться на освоении самых известных камерных сочинений, но не стал снижать композиторскую планку. Пять песен Вагнера на стихии Матильды Везендонк — любимая «игрушка» Кауфмана, появившаяся в его репертуаре в связи с 200-летним юбилеем композитора в 2013 году. Цикл предназначен для женского голоса, но певец настаивает, что текст стихов идеально описывает чувства и эмоции самого Вагнера, много лет находившегося в ссылке после участия в дрезденском восстании 1848 года.
В концертных программах Кауфман не скупится на бисы, более того, они обычно имеют продуманную внутреннюю драматургию. Несмотря на то, что «постскриптум» должен быть сюрпризом для слушателей, в этом случае можно сделать некоторые предположения. Почти наверняка певец исполнит несколько номеров из своей новой программы, посвященной оперетте и песням из немецких кинофильмов «золотых двадцатых». Изысканные переживания поэтов-романтиков в сочетании с лоском опереточного сердцееда? Йонасу Кауфману подвластно все. Убедитесь сами.