Для того чтобы открыть выставку «Гений да Винчи», итальянские ученые провели 10 лет за изучением и толкованием дневников Леонардо и созданием изобретенных им машин. Воссоздано было 120 механизмов, большинство из которых представлены на выставке, прибывшей в Санкт-Петербург.

6000 из 24 000, 1 из 12

Знаменитые дневники Леонардо, где он и нарисовал свои изобретения, составляли не менее 24 000 страниц, однако сохранилось только 6000... Так что, вероятнее всего, к известным изобретениям гения можно было прибавить, как минимум, столько же. А вот многие его художественные шедевры, наоборот, погибли: из 12 скульптур осталась в лучшем случае одна, великая «Тайная вечеря» восстановлена практически заново, фреска «Битва при Ангьяри» полностью утрачена... Одна из  причин гибели фресок – чрезмерная любовь художника к экспериментам – с красками и художественной технологией. Остается разгадывать секреты гения, восстанавливать по наброскам его изобретения, воссоздавать цвета и краски.

120 моделей

Среди многочисленных изобретений, обнаруженных в записных книжках да Винчи, на выставке воплощены его идеи планера, парашюта, предшественника современного вертолета, велосипеда, прототипа современного танка, автомобиля, подводной лодки, подшипника, зубчатой передачи и целого ряда других удивительных творений, намного опередивших свое время.  Знаменитые «черепахи» Леонардо – это деревянные прародители танков, которые ученый предлагал покрывать металлическими листами и прятать в них пушку. Прообраз винта вертолета да Винчи хотел сделать из тонкого льна, пропитав его крахмалом. Вряд ли четыре человека, которые, по замыслу Леонардо, должны были приводить в движение винт, смогли бы поднять вертолет в воздух. Но вот если бы вместо людей была мощная пружина...  А над крылом, дававшим возможность полета человеку Леонардо да Винчи размышлял всю свою жизнь, так же как и над идеей парашюта, на котором человек мог бы безболезненно спуститься на землю с высоты.

От пистолета до зажигалки

Самое знаменитое изобретение Леонардо да Винчи – колесцовый замок пистолета. Заводился этот замок ключом, а искра для воспламенения заряда высекалась с помощью колесика с насечкой. После нажатия на спусковой крючок колесико приводилось в действие пружиной, опускавшей, к тому же, на колесико кремень, от трения высекалась искра, порох загорался  – и бах! Замок был удобен, устойчив к влаге, но не к грязи. Стоил он, правда, дороговато, но чего не отдашь за победу над врагом. Главное было – не потерять  ключ от замка в пылу сражения. В общем, продержалось изобретение аж до XVIII века, что, согласитесь, для быстро развивающейся военной промышленности очень неплохо. А в настоящее время замок Леонардо сохранился в небезызвестных зажигалках.

Коротко:

  • География выставки «Гений да Винчи»: Рим, Париж, Мельбурн, Рио-де-Жанейро, Сан-Франциско, Сантьяго.
  • Кроме фоторепродукций  «Моны Лизы», на выставке будут представлены репродукции «Мадонны в скалах», «Благовещения», «Дамы с горностаем», зарисовки и наброски к утерянной «Битве при Ангьяри» и трехмерное интерактивное исполнение «Тайной вечери», «Витрувианский человек» и скульптуры «Лошади Сфорца».
  • Площадь выставки – 1400 м2.

Самоходная телега

24 секрета Джоконды

Замершие перед луврским шедевром посетители должны быть разочарованы: они смотрят совсем не ту «Мону Лизу», которую написал Леонардо и которая стала увлечением всей жизни французского инженера Паскаля Котте. Фотографируя шедевр, увеличивая фрагменты, Котте изобрел 240-мегапиксельную мультиспектральную фотокамеру с инфракрасной технологией и освещением, позволяющими сканировать картину до того слоя, который можно считать авторским. Оказалось, что на портрете работы Леонардо небо – цвета лазурита,  цвет кожи лица красавицы – нежно-розовый, а горы и деревья в лесу прорисованы четко и ясно. Благодаря фотографиям Котте видно, как менялись положение рук Моны Лизы, выражение лица, улыбка. И, кстати, любопытно, что у Моны Лизы, вопреки современной точке зрения, были брови и ресницы! Все это можно увидеть на выставке не просто крупным планом, но в многократном увеличении. Самое крупное изображение – 4,26 х 3,05 м.

4 ладони равны 1 стопе

Знаменитый витрувианский человек – это рисунок, сделанный Леонардо в 1490–1492 годах как иллюстрация к книгам архитектора Витрувия, который в своих архитектурных проектах использовал пропорции человека. Считается, что изображенные Леонардо пропорции, вписанные в квадрат и круг, можно принять за идеальную фигуру человека. Сам Витрувий писал о соотношениях фигуры человека так: «Природа распорядилась в строении человеческого тела так: длина 4 пальцев равна длине ладони, 4 ладони равны стопе, 6 ладоней составляют локоть, 4 локтя или 24 ладони – рост человека... Наибольшая ширина плеч – 1/8 часть роста, расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей – одинаково...». Вот какова сила веры в гармонию и красоту человека – настоящий Ренессанс! Неслучайно и сам да Винчи определял «золотое сечение» по пропорциям тела человека: «Если человеческую фигуру – самое совершенное творение – перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней...».

Легенды:

  • Вазари рассказывает в своих «Жизнеописаниях», что первым шедевром Леонардо был расписанный деревянный щит, на котором по просьбе отца мальчик изобразил голову Медузы.  Деревянный щит с картиной отец Леонардо продал во Флоренции за сто дукатов!
  • Кроме всего прочего, Леонардо да Винчи был еще и талантливым музыкантом и даже создал серебряную лиру в форме конской головы, которую Лоренцо Медици отправил Лодовико Моро в качестве подарка.
  • Король Франциск I поручил Леонардо да Винчи сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. Возможно, что ученый выполнил волю монарха, и лев приветствовал короля в Лионе или появился на переговорах Франциска I и папы Льва Х.