Музей музыкального и театрального искусства продолжает радовать посетителей тематическими выставками и редкими экспонатами. На этот раз музей сделал выборку из почти трехвековой истории создания эскизов костюмов на русской сцене.

Все представленные костюмы придуманы для артистов, играющих роли животных, растений и неодушевленных предметов. «Флора и фауна театрального мира» охотно представляет, например, костюмы Жемчужины и Инея, или эскизы костюмов Сахара и Блуждающего огонька. Не говоря уже о целом палисаднике, который «расцвел» на выставке.

Коллекция эскизов И.А. Всеволожского (директора императорского Эрмитажа и художника-любителя) к балету Р. Дриго «Роман бутона розы», осуществленному в Мариинском театре в 1903 году, стала центром коллекции «цветочных» костюмов. Нежные Фиалки, трепетные Колокольчики, чувственные Розы поражают скрупулезностью прорисовки. Глядя на них, кажется, ощущаешь даже аромат бутона. Всеволожский ориентируется на реальный цветок, старается передать его конкретные форму и цвет в костюме.

Иначе «растительную» тему интерпретируют художники «Мира искусства». В эскизах Льва Бакста – откровенная эротичность: легкость тканей, интригующая и завораживающая нагота человеческого тела. Художник уже не копирует формы реальных растений или животных, сходство с ними достигается путем искусного стилизаторства.

Самым «новым» экспонатом стали эскизы современного сценографа Эдуарда Кочергина к легендарному спектаклю БДТ им. Горького «История лошади» (1975 год, реж. Г.А. Товстоногов). Здесь, как и у Толстого, лошадь очеловечена, в том числе и посредством костюма. Персонажи этого спектакля – то ли лошади, которые в чем-то люди, то ли люди, которые немного лошади. На актерах простые длинные рубахи из охристой мешковины, кожаные пояса, на головах и лице – уздечки. Конкретность деталей и условность костюма в целом становится основным приемом художника.

На выставке так же можно познакомиться с предметами театральной бутафории и эскизами декораций. Стоит остановиться, например, у эскиза огромной рыбы Андреаса Роллера, с 1833 года работавшего в Санкт-Петербурге в должности декоратора и главного машиниста Дирекции императорских театров. Гигантский обитатель морских глубин, сделанный для балета Ц. Пуни «Конек-Горбунок» (1864 год), перемещался по сцене и даже нырял в воду. Недаром современники окрестили Роллера «чародеем и магом сцены».

Но жемчужиной экспозиции стал демонстрируемый впервые альбом театральных эскизов персонажей к «Синей птице» Мориса Метерлинка. Рисунки были выполнены С.Н. Воробъевым и С.И. Пановым специально для театральной выставки в Риме 1911 года. Цвета, техника, фантазия художников, их острое чувство театральности поражают. Оригинальное и точное воплощение получают не только для животные – Кошка, Пес, и абстрактные персонажи – Время, Королева Ночи, но и души вещей – Хлеб, Молоко, Вода...

Эти и другие работы, представленные на выставке, интересно и красиво рассказывают зрителю о волшебной силе театра, которая способна преобразить мир обыденных вещей вокруг нас.