Самый знаменитый русский кутюрье отмечает 50-летие творческой деятельности в двух столицах концертным шоу и открытием выставки. Вячеслав Михайлович поделился с «ВД» воспоминаниями и поговорил о сегодняшнем дне.

О ТОМ, ЧТО БУДЕТ НА ПРАЗДНОВАНИИ ЮБИЛЕЯ

Это будет масштабная программа из двух блоков. Вначале в Москве мои друзья – Иосиф Кобзон, Елена Образцова, Николай Цискаридзе, Лев Лещенко, Илья Резник, Надежда Бабкина, Филипп Киркоров и другие – будут поздравлять меня и представлять свои номера. Затем, опять же в столице, зрители увидят показ моих коллекций, в котором примут участие 60 моделей – 40 девушек и 20 парней. Я представлю несколько тем, среди которых будут дневная, вечерняя, авангардная, романтическая. Думаю, интересно будет самой широкой публике, ведь я показываю не чистый креатив, а вещи, доступные всем.

О РЕШЕНИИ СТАТЬ МОДЕЛЬЕРОМ

Это произошло по чистой случайности. Так как я был сыном изменника родины (мой отец бежал из плена и его посадили на 10 лет), то не мог попасть ни в какой вуз. Поэтому пошел в единственный техникум, который меня принял, – Ивановский химико-технологический. Блестяще его закончил, и меня отправили в Московский текс- тильный институт. Там я решил, что буду модельером.

О ПЕРВОМ УСПЕХЕ

После института я поехал по распределению в Бабушкин – работать художественным руководителем на экспериментально-технической швейной фабрике Мособлсовнархоза, которая производила спецодежду. В марте 1963 года в московском дворце «Крылья Советов» была показана моя первая коллекция. На моделях были телогрейки, украшенные разноцветными хлопчатобумажными тканями, легкие юбки из павловопосадских платков и валенки, которые я покрасил гуашью в различные цвета. Комиссия была в шоке! На другой день меня освободили от художественного руководства и перевели в цех ширпотреба. Но скандал положительно повлиял на мою жизнь. Коллекцией заинтересовался репортер «Пари-матч», попавший на показ, и вскоре там появился материал «Он диктует моду в Москве». Началось паломничество иностранных журналистов. А это были времена, когда за всем наблюдал КГБ.

Один из экспонатов выставки в Музее Бахрушина. Вячеслав Зайцев. «Воспоминание», 1992

О РАБОТЕ С АКТЕРАМИ

В 1969-м меня пригласили сделать костюмы для «Женитьбы Фигаро» в Театре сатиры. Я общался с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом. Помню, как боялся прикоснуться к Вере Васильевой: мне нужно было ножницами поправить ее декольте, касаясь при этом груди. Я робел от ужаса, а она говорила: «Режьте, Славочка, не волнуйтесь».

О ТОМ, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАЧАЛЬНИК

Он должен думать о том, чтобы люди были сыты, одеты, окружены теплом. И самое главное – чтобы они получали за свою работу деньги, потому что без денег в нашем обществе человек погибнет. Трудно быть художником и руководителем одновременно. Вот если бы у меня был хороший директор! Пригласил я как-то на работу одного директора, так он сразу продал три этажа, развалил все производство. Несколько лет мы ходили по судам и возвращали все обратно. Любой директор становится как бы хозяином, не имея на это никакого права. А я хозяин, который вкалывает с раннего утра до ночи.

О НАРУШЕНИИ ЗАПРЕТОВ

Иногда я позволяю себе немного расслабиться. Когда приезжаю в Иваново, то захожу в свое любимое кафе, беру горячий шоколад или капучино, покупаю дивно хрустящие сладкие булки с вкусными начинками. Ем все это и радуюсь. Но потом приходится страдать, так как начинает побаливать в желудке. Знаю, что это не очень хорошо для меня, но зачем тогда жить, если не нарушать запреты? Правда, делаю я это не часто – раз в месяц.