В имперской столице к главному православному празднику – Пасхе – готовились всем миром и загодя. Поучиться старинным традициям и просто узнать, как праздновали Пасху в старом Петербурге, можно на выставке «Пасха в Петербурге».

Приготовления к празднику занимали немало времени у петербуржцев. Причем занятие по подготовке к Светлому Христову Воскресенью было для каждого, независимо от рода деятельности и интересов.

Путешественникам

Не склонные сидеть на одном месте петербуржцы могли в Великий пост отправиться в паломничество в Иерусалим. Надо сказать, что распространение такие поездки (длиться они могли весь Великий пост – самолетов же тогда не было!) получили именно в XIX веке. Из такого паломничества можно было привезти в родной город прямо к Пасхе и горсть святой земли, и крест, освященный в храме Гроба Господня, и другие реликвии.

Книгочеям

Домоседы и книгочеи могли совершить заочное паломничество, приобретя в книжной лавке Смирдина, например, литографию из серии «14 остановок Скорбного пути, рисованы с натуры в Иерусалиме и посвященные Его Св. Папе Пию IX» (С. Doussault, Е. Ciceri, Р. Benoist, С.-С. Bachelier и др., типография Ж.-Р. Лемерсье, Париж, 1851) или альбом братьев Г. Г. и Н. Н. Чернецовых «Палестина» (1842–1843).

Служащим и чиновникам

Оказывается, петербургские чиновники ждали Пасху с особым нетерпением: мало того что с Великого четверга начинались неприсутственные дни, мало того что к Светлому Христову Воскресенью каждый чиновник получал премиальные, – после Пасхи служащего могло ждать повышение в чине! Именно к этому дню приберегали все приказы о таких кадровых передвижениях.

Гулянья. Народные пасхальные гулянья в 20-е годы XIX века проходили на Исаакиевской площади, потом переместились на Театральную. В конце XIX века праздник гулял на Адмиралтейской площади, но после пожара 1872 года гулянья отсюда переместились на Царицын луг (Марсово поле). Праздновали Пасху и в Крестовском саду, на Преображенском и Семеновском плацах, а потом и в Петровском парке, и в Екатерингофском саду.

Гостиный двор на Вербной неделе. Неизвестный художник. 1880-е гг. ГМИ СПб.

Чадолюбивым родителям и бедным родственникам

В конце Великого поста на Вербную неделю в центре Петербурга – у Гостиного двора, на Малой Конюшенной улице и Конногвардейском бульваре –
открывались большие Вербные базары. По обе стороны улицы выстраивались деревянные ларьки, а торговали в них товаром, рассчитанным на невзыскательную и небогатую публику: всем, что «залежалось» за год, и за полцены – «тещиными языками», дешевыми игрушками, пищалками, павлиньими перьями. Особым спросом пользовались... черти. Например, выпрыгивающие из табакерки или в стеклянной пробирке. Ну и, конечно, всевозможные яйца – деревянные, фарфоровые, стеклянные, глиняные, из папье-маше. Начинались продажи, естественно, с вербочек, которые украшали лентами и цветами.

Театралам

В Великий пост (особенно при Александре III) запрещены были все массовые развлечения, и особенно театральные (благодаря этим запретам в Москве и появились домашние «капустники», в результате которых родится МХАТ и система Станиславского). Петербургский театральный сезон к Великому посту закрывался. И театральные развлечения «переезжали» в гостиные и салоны: шарады, театральные игры, домашние чтения дозволялись. А вот иностранные театры могли гастролировать в это время вовсю – на чем неплохо зарабатывали. Правда, запрета на музыкальные концерты в Великий пост не было, и традиция Великопостных концертов появилась именно тогда.

Хлебосольным хозяйкам

Готовить праздничный стол к Пасхе начинали задолго – не меньше чем за неделю. Главное украшение пасхального стола – яйца, кулич и пасха. Яйца везли в столицу со всей России. По Неве плыли баржи, заполненные хрупким товаром, аж из Нижнего Новгорода! Варить и красить яйца начинали на Страстной неделе. Ленивые могли купить сразу же крашеные яйца, но только на дешевом Сенном рынке. После долгого поста хозяйки вовсю закупали мясо, но в Петербурге все очень боялись порченого продукта (тогда говорили о страшной заразе – трихинах!), и торговцы обязаны были поставить на каждый окорок печать от санитарной службы или прикрепить санитарный ярлык. Недобросовестные купцы (опять же с дешевого Сенного рынка) порой подбирали отрезанные ярлыки и крепили их на недоброкачественное мясо.

Открытка «С праздником Святой Пасхи», Россия. Начало ХХ века. ГМИ СПб.

Почтальонам

Дел у этой публики на Пасху было хоть отбавляй! Прислать открытку с поздравлением стало не просто обязанностью каждого петербуржца, но, если адресат тоже проживал в столице, открытку надо было вручить еще и самому, лично. А украшали праздничные послания самыми разными символами, в том числе и на западный образец – изображениями крашенок и писанок, куличей и пасхи, желтыми цыплятами и забавными зайцами.

Христос воскресе!

В пасхальную ночь весь Петербург собирался в городских храмах. Больше всего народу скапливалось в Исаакиевском соборе. Казанский собор пользовался особой популярностью у петербургских прихожан в Великий четверг. Считалось, что принести именно из Казанского огонь со Страстной службы – благодать особая. В ночь на Пасху на Исаакиевском зажигали большие фонари – факелы были видны издалека, в двенадцать часов с Нарышкина бастиона стреляла пушка, и вокруг всех храмов начинался крестный ход, колокольный звон, а затем – пасхальная литургия. А с утра народ начинал ходить в гости к родне и знакомым, развлекаться на народных гуляньях и, конечно, христосоваться.

Троекратные поцелуи и радостное «Христос воскресе!» звучали со всех сторон. Особенно усердствовали незамужние барышни и неженатые кавалеры. Впрочем, отказать в христосовании в эти дни нельзя было никому. Даже царственные особы смиренно и радостно целовались (то есть христосовались) с приближенными. Что делать – таков обычай!

Журнал «Стрекоза», например, язвительно шутил по поводу этой традиции: «Целоваться, христосуясь, более ста раз не следует» или «При целовании рук у дам выкусывать камни из колец не следует: не каждая из дам обратит это в шутку».

Всю Светлую неделю Петербург ликовал – открывались все театры, начинались балы, устраивались гулянья, качели, карусели. А если к тому времени открывалась и навигация, к традиционным развлечениям еще добавлялось и катание на лодках – с невской акватории пасхальная столица, украшенная гирляндами, флагами, звонящая во все колокола, смотрелась и слушалась особенно празднично.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Карпенко Ирину, куратора выставки «Пасха в Петербурге».