В самом большом в России Музее современного искусства Эрарта открылась первая индивидуальная выставка работ венецианского скульптора Джанмарии Потенца – «Венецианские ритмы». Название выставки не случайно: с первого взгляда на работы Потенца ритмизация используемых им простейших геометрических форм поражает. Скульптор с упоением создает бесконечно вариативные комбинации из куба, сферы, круга, прямоугольника и любых других базовых фигур.
Восхищение вызывает и умение сгармонизировать в пределах одного произведения несколько разнородных и, казалось бы, вовсе несовместимых фактур. Все уживается в работах Потенца: дерево, стекловидная эмаль, бронза, бумага, перечислять можно долго.
Используя визуально одни и те же принципы конструирования своих произведений, одни и те же приемы – орнаментализация, манера работы с цветом, лаконичность форм – Джанмария Потенца умудряется создавать стилистически абсолютно разные работы. В бронзовых скульптурах, мозаичных панно, художественном стекле и авторских листах неожиданно проявляются восточные мотивы, мексиканские сюжеты, ацтекские мифологемы.
Этот сказочный мир фантазии художника манит зрителя, завораживает его стихийной красотой мироздания, заключенной в загадочных бликах бронзы и стекла...
Джанмария Потенца рассказал об этом мире, своем городе и вдохновении корреспонденту «ВД».
Господин Потенца, это Ваша первая выставка в России?
Нет, по счету это уже вторая выставка, хотя она – первая персональная. Я уже выставлялся этим летом в московском Манеже с другими мастерами в рамках экспозиции «Viva, Italia». Куратором обеих моих выставок стал Энцо Форнаро – архитектор, который сейчас занимается организацией выставок. Он итальянец, но теперь живет в России.
Какие у Вас впечатления от нашего города?
Великолепные! Прекрасный имперский город, замечательные улицы, неповторимые перспективы – очень красиво! И центр в очень хорошем состоянии, на мой взгляд. Конечно, есть и окраины, периферия города, но центр на удивление приведен в порядок. И замечательные люди живут в Петербурге. Все очень тепло принимают мои работы. Петербуржцы поразили меня не меньше, чем сам город!
По каким критериям Вы отбирали работы для этой выставки?
По сути, это небольшая онтологическая выставка последних тридцати лет моего творчества. Поэтому она достаточно большая – представлено 125 работ на двух этажах музея.
В Ваших работах удивительным образом уживаются такие разные материалы. Как Вам это удается?
Для меня это все один материал, как бы странно не прозвучали мои слова. Я же не занимаюсь, например, отливкой из бронзы. Я делаю только модель из гипса, по которой изготавливается скульптура. В этом смысле материалы для меня равны.
Чувствуется существенное ориентальное влияние в Ваших работах. Восточное искусство Вас вдохновляет?
Я чистокровный венецианец. Поэтому византийское влияние, которое очень чувствуется в Венеции, ощутимо и в моих работах. Особый венецианский свет, формы, атмосфера, мотивы, которые живут в Венеции, конечно, находят непосредственное отражение в этих работах.
Венеция неизменно ассоциируется с комедией дель арте, но она на этой выставке, кажется не представлена. С чем это связано?
Да, комедия дель арте – существенная часть венецианского культурного прошлого, но непосредственно она меня в данный момент не вдохновляет, и поэтому здесь не представлена. Здесь только «арте Потенца» (смеется).
А что же Вас вдохновляет? Может быть кто-то из мастеров прошлого?
Да, несомненно! Великие живописцы минувших эпох, конечно, вдохновляют – Якобелло Дель Фьоре, Якопо Бассано, Карло Кривелли, Тициан – в основном венецианские мастера. Да и вообще, работы многих итальянских живописцев производят на меня больше впечатления. А если говорить уже о совершенно современных художниках, то я ими тоже интересуюсь, отслеживаю их творчество, но назвать кого-то конкретного сейчас не готов.
А с русскими коллегами общаетесь?
Пока нет. Но сейчас какие-то связи налаживаются, и мне хотелось бы быть в контакте с русскими художниками.