Удивительно, но очередная выставка проекта «Эрмитаж 20/21» невероятно органично вписалась в пространство барочного, «восемнадцативечного», Николаевского зала, хотя это экспозиция макетов и эскизов одного из самых востребованных архитекторов нашего времени – Сантьяго Калатравы.
Мост «Арфа Давида», Иерусалим
«Дружелюбие» исторического барокко и современного хай-тека объясняется, вероятно, многими причинами: в первую очередь тем, что Калатрава в своих архитектурных и инженерных поисках опирается на законы и формы природы, – не случайно некоторые называют его стиль «биотеком». Калатраве интересны законы парения птицы, изгибы крыла, форма парусов и стремительность волны, упругость стебля и изящество разворачивающихся листьев, скрученность спирали ДНК, наконец... Поэтому так естественно чувствуют себя пассажиры под сводами его вокзала Ориенте в Лиссабоне, будто попадая под широкие листья тропического леса, и железнодорожной станции аэропорта Сент-Экзюпери, оказавшись словно под крылом стальной птицы. Так легко дышится гостям бельгийского вокзала Льеж-Гийемен, который иногда называют «контейнером света», и посетителям Музея искусств Милуоки в Висконсине, будто «сотканного» из струй и потоков ветра. За основу знаменитого жилого здания «Поворачивающееся туловище» в шведском Мальме Калатрава взял собственную скульптуру – фигуру дискобола «Закручивающееся тело». Проект его железнодорожного вокзала в Люцерне в эскизе был изогнувшимся женским телом, а эскизом башни для олимпийского огня в Барселоне было изображение человека, стоящего на коленях и держащего в согнутых руках чашу.
Особенно любит Сантьяго Калатрава мосты – это ведь не только архитектурный объект, связывающий разные берега, но и символ соединения человека и природы, ненасильственной власти сознания над стихией воды. Взлетают над рекой два дублинских моста Калатравы, звенит струнами мост «Арфа Давида» в Иерусалиме, дерзко прекрасен мост Аламильо в Севилье... Может, эта феноменальная архитектурная интуиция – еще одна из причин органичности выставки Калатравы в Петербурге – Северной Венеции, связанной десятками мостов?
Конечно, творения, без преувеличения, великого архитектора надо видеть в реальности, однако и эрмитажная выставка дает хорошее «трехмерное» представление о творчестве Сантьяго Калатравы. Как знать, может, когда-то ему удастся воплотить одну из своих идей «архитектуры будущего» в нашем городе? А пока Калатрава проектирует вокзал – Центр транспортировки в восстановленном Всемирном торговом центре в Нью-Йорке и ожидает возобновления работ по строительству небоскреба «Чикаго Спейр», который должен стать самым удивительным и красивым зданием «города небоскребов».