В ЦВЗ «Манеж» открылась удивительная экспозиция: в рамках празднования 10-летнего юбилея культурного сотрудничества Петербурга и Салоник жителям города представили проект, состоящий из целых трех выставок. Одна из них, «Искусство Греции конца XIX-XX веков. Три поколения мастеров», приехала из Муниципальной галереи города Салоники; две других презентуют творчество петербургских художников, вдохновленных эстетикой солнечной Греции. Картины, привезенные из Салоник, Северную столицу посещают впервые.
Что мы знаем об античном греческом искусстве, кроме того, что оно всегда было недостижимым образцом для подражания всех последующих поколений? То, что культура греков возвысила человека, сделав его прекрасным и свободным, наполнила дух эпохи гуманистическими идеями о превосходстве разума и силы, о возможности существования совершенства и абсолютной гармонии. Это время миновало, оставив вечное послевкусие безупречной красоты, – но и гораздо более поздняя Греция по-прежнему готова была покорять изяществом, магической выразительностью, безупречностью форм и линий, вбирая в себя лучшие тенденции мирового культурного процесса.
Работы более чем ста греческих авторов познакомят нас с направлениями в греческом искусстве в период с 1890-х по 2000-е годы. Например, с произведениями греческих художников, представляющих «мюнхенскую школу» (художественная академия в Мюнхене считалась одной из лучших в Европе), – Никифороса Литраса, Николаоса Гизиса. Последний приобрел широкую известность и за пределами родины. Предпочитая жанровую живопись, он много экспериментировал, наполняя простые бытовые сцены непростым философским содержанием. Частое сочетание красного и черного, тонкая игра света и тени, религиозные и мифологические сюжеты с вкраплениями аллегорий – все компоненты, составляющие неповторимый стиль Гизиса, являлись результатом удачного комбинирования академических приемов с тенденциями, свойственными авангарду – экспрессионизму, кубизму. Руке Гизиса принадлежат не только пейзажи и портреты, но и книжные иллюстрации, плакаты, карикатуры. Следует заметить, что среди методов, применяемых в немецкой живописи, греческие мастера позаимствовали, в первую очередь, манеру предельно точного изображения реальных сцен – наиболее ярко это выразилось в батальных полотнах.
Следующие за «Мюнхенской школой» творческие группы стремительно бросились на поиски художественных средств, которые помогли бы сформировать новую греческую культурную идентичность, несколько размытую под натиском европейского искусства, которое ворвалось в жизнь греков после того, как в 1830 году Греция стала независимым от турецкого влияния государством. Неудивительно, что они решают обратиться к наследию античности и средневековья – в это же время на смену Мюнхену приходит Париж с его волнующим импрессионизмом. Результатом такого синтеза стали эмоциональные и лирические пейзажи Константиноса Малеаса, Константиноса Партениса, воспевающие красоту родной земли.
Поиски «греческо. Источник: Поиски «греческо. Автор: Поиски «греческо
|
Поиски «греческо. Источник: Поиски «греческо. Автор: Поиски «греческо
|
Важную роль в развитии греческой живописи сыграло «Поколение тридцатых»: входившие в этот кружок Никос Энгонопулос, Яннис Тсарухис, Никос Гикас, Георгос Мавроидис, Диамандис Диамандопулос, Яннис Моралис посредством творчества стремились возродить национальное самосознание, осмыслить как историю, так и современность своей страны с помощью приемов неореализма.
Если 40-е годы были отмечены развитием освободительных народных идей и характерной политической устремленностью, то 50-70-е – ознаменовались значительным поворотом к абстракционизму. Реализм, отразивший всю трагическую сущность войны, сменялся экспрессионистским, условным творчеством, сторонящимся острых социальных проблем. Одни из самые известных имен послевоенного периода – Валиас Семерцидис, Орестис Канеллис, Димитриос Кацикояннис, Яннис Спиропулос, Никос Сахис, Никос Катцикиракос Гикас.
Падение хунты в 1974 году открыло возможности для формирования в условиях международного взаимодействия новой культурной среды, в которой творческая молодежь смогла раскрыться, используя самые разнообразные художественные формы, образы и приемы. В произведениях живописи «греческое видение» удачно дополнилось совершенно новой стилистикой содержания, поэтому часть экспозиции, посвященная этому периоду, так контрастна: здесь по соседству уживаются экспрессия и минимализм, традиционность и экспериментаторские решения, консерватизм и абстракция, брутальность и романтика. Яркие представители этого буйства искусства – Костас Ластас, Джиннис Митрикас, Димитрис Ксоноглу.
Нельзя не отметить, что такой масштабный подход к выставке весьма тонко демонстрирует все обаяние и экзотичность греческой культуры. Сложность и насыщенность процессов, происходивших в XX веке, нашли отражение в мировоззрении греческих мастеров, с чьей помощью была создана особая эстетика, не похожая ни на какую другую. Не исчезла и магия прошлых столетий – об этом, конечно же, говорит само название проекта. Путешествие по цветным «снам» греческой истории станет незабываемым культурным событием уходящего лета.