На смену эпохе ностальгии по советскому прошлому, определенно, пришло время ностальгии по 90-м – времени появления первых ток-шоу и «мобил», телерекламы, клипов, желтой прессы и финансовых пирамид...
А. Забрин. Владик Мамышев – Монро. Ленинград, 1989
«Иконы 90-х» – так назвали выставку, на которой представлены 222 фотографии российских фотографов, в основном в жанре репортажного портрета. «Канонизированными» персонажами этих работ стали герои того времени, легенды 90-х – деятели искусства и журналисты, политики и писатели, музыканты и бизнесмены: Борис Ельцин и Борис Березовский, Сергей Степашин и Анатолий Собчак, Влад Листьев и Александр Лебедь, Дана Борисова и Ольга Кабо, Юрий Бутусов и Сергей Курехин, Иван Охлобыстин и Анатолий Кашпировский... Выставка объединила более 40 московских и петербургских фотографов, и в результате получился «субъективный и аполитичный взгляд на смутную и в то же время романтичную эпоху».
Да и само слово «икона» означает не только изображение, служащее предметом культа и поклонения. Икона сродни слову «окно» – это взгляд в иное измерение и новое пространство. А те, кого мы сегодня называем «иконами 90-х», именно в годы перестройки, годы перемен, открыли новое измерение в своей собственной, а часто и нашей общей жизни.
Конечно, непросто сопоставлять парадигмы ценностей Александра Солженицына и, например, Бориса Березовского, творческие критерии Юрия Бутусова и, предположим, Даны Борисовой. Но тем и интересно время, что оно многогранно и многоуровнево. А для каждого героя времени существует свой предел – свободы, новаторства, эпатажа, музыкальности. Но как бы ни сложилась жизнь героев 90-х потом, они остались иконой своего времени, потому-то с таким любопытством и почти жадностью мы и вглядываемся в эти лица, запечатленные на фотографиях в те годы...
Владислав Мамышев-Монро: гений перевоплощений
В каком году в голове Владислава Мамышева открылось «иное измерение», даже сказать трудно: то ли во время его воинской службы на Байконуре (где он впервые переоделся в Мэрилин Монро), то ли после встречи с гениальным Тимуром Новиковым, то ли еще во время учебы в знаменитых ленинградских школах – 27-й литературной и 10-й художественной. Во всяком случае уже в 1995-м он потряс Москву огромными банерами, на которых перед изумленной публикой представил себя любимого в образах Иисуса Христа, Мэрилин Монро и даже... Адольфа Гитлера. Последний портрет, правда, быстро сняли, но с тех пор Мамышев-Монро успел перевоплотиться в неисчислимое количество персонажей: от Жанны д'Арк и Жанны Агузаровой до Эдиты Пьехи и Владимира Путина.
Глядя в окна 90-х. Источник: Глядя в окна 90-х. Автор: Глядя в окна 90-х Александр Абдулов: просто гений
Хотя впервые Александр Абдулов вышел на сцену пяти лет от роду, но актером никогда бы не стал, если бы не настойчивость папы-режиссера. И хотя уже в 70-е Абдулов оказался у Марка Захарова в «Ленкоме», а в 80-е уже просто не сходил с экрана, его звездный час пришелся на незабвенные 90-е: после «Леди Макбет Мценского уезда» (1989), где Абдулов сыграл Сергея, актер впервые снимается у Виктора Сергеева в плутовском детективе «Гений», сыграв гения шантажа, этакого Бендера 90-х. Картина выходит в лидеры проката, так же как и следующие фильмы «Странные мужчины Семеновой Екатерины» (1992) и «Шизофрения» (1997), к которой Абдулов уже сам напишет сценарий. Консультантом этого фильма, кстати, был сам Александр Коржаков – всемогущий начальник охраны Бориса Ельцина...
Глядя в окна 90-х. Источник: Глядя в окна 90-х. Автор: Глядя в окна 90-х Анастасия Волочкова: мисс «Балетный скандал»
По биографии Анастасии Волочковой 90-е пролегли водоразделом: до 90-х она – хрупкая ученица Вагановки, блистательная солистка Мариинки, а затем – Большого, после 90-х, в 2000-е, – героиня желтой прессы, участница всевозможных шоу, светская львица, каждая фотография которой, выложенная в интернете, становится поводом для шумного обсуждения или осуждения. Именно в 90-е случилось то, что случилось: конфликт с администрацией Большого театра, долгое судебное дело по поводу увольнения балерины, причиной которого Большой считал невыполнение Волочковой контракта, желтая пресса – чрезмерный для балерины вес, а сама Волочкова – месть влиятельного поклонника...
Глядя в окна 90-х. Источник: Глядя в окна 90-х. Автор: Глядя в окна 90-х Елена Кондулайнен: секс-символ 90-х
Жизнь хорошенькой выпускницы ЛГИТМиКа, наверное, так и осталась никому не известной, если бы в конце 80-х она не оставила свой родной город и прежнюю жизнь и не оказалась в коридоре «Мосфильма»...
В 1990-м на экраны вышел фильм «Сто дней до приказа», где красавица блондинка появилась в кадре совершенно обнаженной. Звание секс-символа СССР закрепилось за ней навсегда. И когда через три года Кондулайнен создала партию любви, а потом – партию свободной любви, в нее дружно вступили такие знаменитости, как Александр Панкратов-Черный, Михаил Звездинский, Мария Арбатова, Алексей Глызин.
Глядя в окна 90-х. Источник: Глядя в окна 90-х. Автор: Глядя в окна 90-х Анатолий Собчак: наш первый мэр
Первый мэр Петербурга был личностью спорной, но, несомненно, харизматичной. Именно Собчак был научным руководителем кандидатской диссертации Дмитрия Медведева и пригласил к себе на работу в Ленсовет Владимира Путина. Блестящий оратор, интеллектуал, политик. 90-е стали для Собчака звездными: в 1991-м он избран мэром, и Петербургу возвращено историческое имя. Они же, 90-е, стали для Собчака «закатными» – в 1996-м он проиграл выборы Владимиру Яковлеву и на несколько лет вынужден был покинуть страну...
Иван Демидов: наш Музыкальный Обоз
Кто бы мог тогда, в 90-е, представить себе, что режиссер программы «Взгляд», один из создателей легендарной телекомпании «ВИD» и бессменный ведущий «Музобоза» создаст православный телеканал, затем станет начальником «идеологического управления политического департамента партии власти», а позже ни много ни мало – и заместителем министра культуры РФ!
А ведь именно их, Ивана Демидова, Влада Листьева, Александра Любимова, Артема Боровика и других «взглядовцев», когда-то называли «битлами перестройки», раскрепостившими сознание массового российского телезрителя. Впрочем, к 2001 году, когда закончились 90-е, а «Взгляд» закрыли, уже не было в живых Влада Листьева, погиб Артем Боровик и пропал без вести Сергей Бодров... И, вообще, наступило другое время.