Работы MinaSmoke (Шерифы Векслер) уже знают не только во Франции, на родине художницы, но и в Испании, Германии, Японии, США, Канаде. В России ее первая выставка состоялась  в прошлом году – в Петербурге. Накануне новой встречи с французской художницей «ВД» смог побеседовать с Шерифой.

«Ночная сова»

— Вы второй раз с выставкой в Петербурге, и опять весной? Вдохновляет ли вас Петербург?
— Петербург – очень вдохновляющий город, он для меня своего рода тайное пристанище. Я приезжаю сюда регулярно уже почти пятнадцать лет, и эти «петербургские паузы» стали для меня необходимы. Мои приезды в Россию позволяют взглянуть на жизнь со стороны, зарядиться другой энергией. Петербург – величественный город, в котором живут сразу несколько Времен. Я люблю его необъятность, его идеальный баланс между архитектурой, небом и водой.

— Как вы думаете, художник обязательно должен быть странным?
— Я думаю, что творчество способствует развитию некой странности. Быть странным – это казаться окружающим необычным, другим. Мой творческий подход укладывается в эту логику: представить зрителю другой взгляд на реальность, найти в каждой вещи иную точку зрения. Воображение всегда находится на этой грани между реальностью и сном.

— Ваши работы созвучны искусству модерна, символизму. Одно из определений вашего стиля – поп-сюрреализм. А как определяете свой стиль вы?
— Я большой поклонник символизма и сюрреализма, а также английских иллюстраторов начала ХХ века. Мой стиль вдохновлен этим наследием: картины представляют баланс между живописью и иллюстрацией, они символические и мечтательные...

— В ваших картинах (как и в вас) необычное сочетание Востока и Запада. Сложно или интересно жить и творить на этой границе?
— Во мне самой намешано много кровей – и французская, и алжирская. Я – метис, и мне кажется, что это сочетание нескольких разных культур и есть моя сила, мое отличие. А еще теперь я замужем за русским! Моя культура с детства была естественно смешанной, и я счастлива, что теперь это смешение продолжается в моей взрослой жизни. Теперь во мне самой появилось еще что-то русское. Ведь две культуры – это в два раза больше источников вдохновения! Я надеюсь, что это богатство чувствуется в моих работах, которые чуть славянские и чуть французские. Я счастлива, что могу показать мою славянскую сторону на западе и наоборот.

— Ваша первая выставка в Париже называлась «Мое плохое “я”»? Вы с «плохим “я”» уже расстались?
— Я не расставалась с моим «плохим “я”» – я его приручила. Во всех нас есть другое «я», обратная сторона, отрицать которую бессмысленно. Собрав эту первую выставку, я поняла, что даже из самых темных чувств, из самых трудных моментов жизни может родиться нечто позитивное, творческое. Рисовать, творить – это как давать жизнь, отталкивая смерть чуть дальше...

— Героиня ваших картин очень хрупкая. Как ей удается оставаться такой нежной в таком жестоком мире?
— Я как раз стараюсь сублимировать жестокость жизни, дать взгляду убежище. Картины, которые пишу, как остров, где у нас есть время сосредоточиться на себе, на своей хрупкости, на своих мечтах; место, где можно излечить свои страдания. Но, возможно, быть нежной, освободиться от страха, показать свою хрупкость – это и есть сила, противостоящая жестокости жизни.

— Прошлогоднюю петербургскую выставку «сопровождал» Артюр Рембо, нынешняя тоже будет с поэтическим подтекстом?
— Да, в этом году поэзия снова будет сопутствовать картинам. Работа над выбором стихов вместе со Светланой Николаевной (Светлана Николаевна Крючкова, нар. арт. России. – «ВД») – это возможность добавить подсказки к интерпретации картин или, наоборот, сгустить загадочную пелену. Прошлогодний опыт совместного поиска соответствующих поэтических строк моим картинам очень меня обогатил, жду с нетерпением повторения подобной работы в этом году.

— Удается ли вам как художнику удержаться между коммерческой и творческой стороной работы?
— Перед тем, как полностью посвятить себя творчеству, я закончила обучение в сфере визуальной коммуникации. Это образование позволило мне достаточно быстро совместить коммерческую сторону работы с творческой. В наши дни быть художником – значит быть творцом, продавцом, агентом, иногда даже бухгалтером... Эти разные роли иногда выматывают и удаляют от самого главного – радости созидания. К счастью, с опытом все становится на место: творишь, не задумываясь о коммерческой стороне, главное – сюжет и эмоции, которые хочется выразить на полотне! Но уж потом надо донести это полотно до широкого круга зрителей. Живопись не простой продукт, она задевает душу покупателя, и я стараюсь не забывать об этом, продавая свои работы. Я прислушиваюсь к моим клиентам: творчество – это духовный обмен, дар себя другому человеку.

— Вы художник, ваш муж Дмитрий – композитор. А есть ли у вас совместные творческие работы?
— Уже несколько лет мы вынашиваем идею создать выставку или иллюстрированную книгу, которые сопровождались бы музыкой, написанной моим мужем. Этот проект мне так близок, что я хочу дать ему время созреть полностью. А пока нам обоим надо развиваться самостоятельно и независимо, реализовывать свои проекты перед тем, как создать совместную работу.

— Осуществилась ли ваша мечта иллюстрировать детскую книгу?
— К сожалению, все еще нет, из-за нехватки времени. Но я не отчаиваюсь. Это, кстати, один из моих проектов на этот год. Так что, возможно, в 2014 году мне будет что вам представить и рассказать...