VashDosug.ru побывал на презентации замечательной книги стихов «Что я видел в Эрмитаже», написанной поэтом Олегом Тарутиным. Каждое стихотворение посвящено одному из залов или экспонатов Государственного Эрмитажа, а проиллюстрировал книгу известный российский художник Александр Николаевич Аземша. О работе над книгой и книжной иллюстрации вообще Александр Аземша рассказал нашему корреспонденту.
— Александр Николаевич, расскажите, как создавалась эта книга?
— На самом деле, книга была написана давно — еще в семидесятые годы. Но иллюстрировал ее тогда не я. Это сделали ученики Эрмитажной студии рисования, маленькие дети. Но в один прекрасный день издательство «ДЕТГИЗ» решило, что раз книгу написал взрослый поэт, то и проиллюстрировать должен взрослый художник. Это, так сказать, новый взгляд на произведение.
Хотя книга и выглядит как разрозненные, не связанные друг с другом стихи, на самом деле, это — поэма, признание в любви к Эрмитажу. В начале книги двое школьников первый раз в жизни покупают билеты в музей, в конце — полные впечатлений, возвращаются домой. Книга простая, живая, строчки надолго врезаются в память как совсем маленьким, так и взрослым людям.
— Почему в вашей книге Эрмитаж настолько не похож на настоящий?
— А что, должен быть похож? Ну да, у меня малахитовая ваза голубая, да, я не стал рисовать залы Эрмитажа, но я сделал так, как я вижу. Малахитовая чаша голубая — как море, а залы без картин — просто скучно. Художник не обязан изображать буквально! Это мой Эрмитаж, и я имею на него право. Эрмитаж ведь у каждого свой, не так ли?
— Как вы стали иллюстратором?
— Моя история обычна — с детства мечтал работать художником, любил рисовать, потом пошёл в художественную школу, а потом — в Репинский Институт на кафедру книжной Графики. Потом стал книжным иллюстратором — должен же я работать по специальности, в конце концов?
— Как, по-вашему, изменилось качество книжной графики за последние тридцать лет?
— Как изменилось? Да принципиально! Сейчас еще есть какие-то ориентиры, продиктованные старой школой. Но и они постепенно уходят. Много чужого, американского, пошлого. Продать книгу — это не самое главное. Главное — сделать ее хорошей, качественной, чтобы воспитывала у юных читателей чувство прекрасного.
— Что бы вы посоветовали начинающим иллюстраторам и студентам профильных ВУЗов?
— Повышать общую культуру. Рисовать каждый день, ходить в музеи, изучать историю искусства. И самое главное — больше читать. А то, что же за иллюстратор, который Пушкина не читал? Не выйдет никогда из него профессионала.