Через две недели Петербург отметит свой 310-й день рождения. «Чем не повод заглянуть в прошлое?» — подумали в редакции «ВД». Разве не интересно, как отмечали день рождения города 100, 200, 250 лет назад?

Николай II и Александра Федоровна в день 200-летия Петербурга

Мы выбрали всего несколько дат из более чем трехвековой истории Петербурга: оказалось, что в какие-то годы день основания города отмечался довольно скромно, а иногда не праздновался и совсем, в то же время юбилейные даты сопровождались, как правило, торжествами весьма масштабными. А параллельно текла своим чередом обычная городская жизнь, где были и закладка больниц, и открытие школ и заводов, и волновавшая горожан дороговизна продуктов, и недовольство городскими властями, и споры политиков, которые, ну прямо как и сейчас, не могли найти между собой согласия.

«РОСПИСЬ СТОРОНАМ, ОСТРОВАМ, РЕКАМ»

1753 год. Петербургу 50 лет. Основателя города, царя Петра Алексеевича, уже 28 лет как не было в живых. К первому серьезному юбилею «для славы и чести Российской империи» и дело приурочили знатное: первый план города, позже признанный историками шедевром русского гравировального искусства. Составили его в Географическом департаменте Академии наук под руководством адъюнкта И. Ф. Трускотта. Именно «план Трускотта»  навсегда закрепил трехлучевую планировку Северной столицы. К плану была приложена «Роспись сторонам, островам, рекам...», по словам историков, значительно повышавшая его информативность: 12 гравюр — «знатнейших проспектов» — с видами Петербурга были созданы выдающимся гравером, «видописцем» Михаилом Махаевым. По сути, это был первый в истории альбом с видами Петербурга. Он быстро разошелся, его пришлось трижды переиздавать в 1754, 1755 и 1756 годах.

Во время празднования юбилея императрица Елизавета Петровна повелела начать строительство Зимнего дворца — официальной императорской резиденции. Строительство началось уже в следующем, 1754 году. В юбилейном же году под Петербургом заложили фабрику по производству цветного стекла, основанную по инициативе Михаила Ломоносова, для чего ученый получил беспроцентный кредит в 5 тысяч рублей и 9 тысяч десятин земли, богатой, в частности, белым песком. Открылась в столице частная школа для мальчиков и девочек, где они обучались французскому и немецкому языкам, а девочки — еще и шитью, арифметике, экономии, танцам, истории и географии, «а притом и чтению ведомостей». В канун празднеств учрежден был дворянский банк. Продолжились работы над строительством и внутренней отделкой Екатерининского дворца.

Невский проспект ранним утром. Май 1903 г.

«И ВСЕ ДОМА В ПРИЯТНОМ ВИДЕ ИЛЛЮМИНОВАНЫ...»

В 1803 году Петербург отмечал свой первый большой юбилей — 100 лет. Торжества, начавшиеся 16 мая (по новому стилю — 29-го), устроили с размахом. Все едва было не испортил начавшийся в полдень дождь, но вскоре в небе появилась радуга. Парадом, в котором участвовало 20 ты-
сяч военных, командовал лично император Александр I — мимо памятника основателю города Петру Великому прошли церемониальным маршем пехотные и конные полки «с музыкою и барабанным боем, при уклонении знамен и штандартов». Перед окончанием торжественного молебна, который отправлял преосвященный Амвросий, «по данному при церкви ракетою сигналу» началась пушечная пальба «с крепостей Санкт-Петербургской и Адмиралтейской, с поставленных на Неве-реке яхт и других судов». Кстати, на 100-пушечный военный корабль был перенесен «дедушка русского флота» — исторический ботик Петра. У ботика «несли вахту»... современники Петра Алексеевича — четыре столетних старца. Говорили, что один из них, морской офицер, хорошо помнил и самого великого царя... Два дня во всех храмах звонили в колокола. Казенные и жилые здания были украшены флагами, светились и играли огнями — «все в городе дома в приятном виде были иллюминованы».

Меньше чем через месяц жители столетнего города стали свидетелями еще одного исторического события — первого в России полета на воздушном шаре. Сад Кадетского корпуса был заполнен зеваками, даром что за вход пришлось заплатить два рубля серебром. Весь цвет императорского двора тут же присутствовал. В полдень шар с французским воздухоплавателем Жаком Гарнереном, который прибыл в Россию с рекомендацией от самого Талейрана, благополучно взлетел, сопровождаемый возгласами толпы, и вскоре превратился в едва заметную точку. А еще юбилейный год ознаменовался созданием в столице городской пожарной команды — подобные профессиональные части в Москве появились только через год.

Бойкая торговля. Петербург, начало XX в.

«СЪЕДЕНО БЫЛО 4 ТЫСЯЧИ ПИРОЖКОВ И 600 РЯБЧИКОВ»

В 1903-м Петербург широко и торжественно праздновал свое двухсотлетие. Праздничное настроение должны были поддержать важные городские события: открытие Троицкого моста, закладка здания Нахимовского училища, нескольких городских больниц и памятника М. Глинке. Газеты сообщали: одновременно с Петербургом свое 250-летие справляет американский город Нью-Йорк. Газеты предупреждали: «На юбилейные торжества прибыло немало профессиональных воров... За день 16 мая задержано в разных частях города человек 30 карманных воров, разных национальностей, до французской включительно». «Неделя Петра Великого» открылась шествием в костюмах Петровской эпохи, с герольдами, «голландцами», «турками», карликами, шутами, Нептуном. Святая икона Спасителя, хранившаяся в домике Петра, пароходом была доставлена на противоположный берег, к Зимнему дворцу, где ее торжественно встретили представители городского управления всех сословий, высшее духовенство, газетчики. Икону эту особо почитал основатель города, потому что она сопровождала русские войска во время Полтавской битвы. Крестный ход с иконой прошел к Исаакиевскому собору, затем — к памятнику Петру Великому, где митрополит Антоний совершил молебствие перед иконой. Прошли торжественные службы в Исаакиевском и Петропавловском соборах. Парад войск петербургского гарнизона принимал император Николай II. Салютовали не только бастионы Петропавловской крепости, но и корабли, стоявшие на Неве. Во всех церквах звонили колокола.

Для простых горожан были организованы народные гулянья — в Екатерингофском парке, в Василеостровском саду, в районах, заселенных фабрично-заводскими рабочими. Простой люд гулял с удовольствием: в разных местах праздники посетили от 15 до 25 тысяч человек. «Кто сидит на траве, кто дремлет, кто занимается чаепитием или лущением подсолнечников... Чего только нет на лугу: здесь и карусели, и открытая сцена, и плясуны, и оркестр, и гармонисты, и ларьки с незатейливыми яствами, и разносчики с квасом, булками и юбилейными флажками и орденами, которые довольно быстро раскупаются...» — писал свидетель.

Зарубежные корреспонденты телеграфировали: «В Карлсбаде 19 мая настоятелем русской церкви о. Рыжковым совершено освящение обновленного памятника Петру Великому с пожеланием процветания Петербургу». Завершились торжества грандиозным трехдневным детским праздником в Петергофе, в котором приняли участие более шести тысяч учащихся городских школ. Газеты же, по традиции, занялись подсчетами: во время торжественного обеда «съедено 4000 пирожков, 90 цельных бычачьих филеев, 200 пулярок, 600 рябчиков, 90 лососей и 200 фунтов спаржи. Обедало 1200 приглашенных». Впрочем, ресторатор, обслуживавший «высокий» обед, в убытке не остался: ему уплачено было 22 тысячи рублей.


ФАКТЫ

1828 год. В год, на который пришлось 125-летие города, было начато строительство Троицкого собора по проекту архитектора Василия Стасова. Открыты Практический институт, который мы знаем как Технологический институт, и Большой Конюшенный мост через Мойку.

1853 год. 150-летие столицы Российской империи было омрачено началом  Крымской войны. В Петербурге открыты Варшавский вокзал, на Невской линии Гостиного двора — книжный магазин М. О. Вольфа. В Александринском театре состоялась премьера первой комедии А. Островского «Не в свои сани не садись».

1858 год. Петербургу — 155 лет. Очередной юбилейный год отмечен строительством Главной водонапорной башни на Шпалерной, основанием Металлического завода, открытием в столице первой в России женской гимназии.


«ДОРОГОВИЗНА УСИЛИВАЕТСЯ, МОРАЛЬ УПАЛА»

В 1908 году свой 205-й день рождения столица провела в делах и заботах привычных, а совсем не праздничных. Правда, император еще в конце апреля сделал городу  царский подарок — исполненную по его собственному заказу скульптурную группу с изображением Петра Великого, спасающего утопающих. Из наиболее заметных событий отметим открытие в присутствии членов правительства, депутатов Госдумы, членов императорской семьи и иностранных гостей 15 мая в саду Никольского морского собора памятника героям Цусимы. Да еще ежегодную автомобильную гонку Петербург — Москва, назначенную на 18 мая и устраиваемую  российским автомобильным обществом (да-да, в 1908 году такое уже существовало, и покровительствовал ему великий князь Сергей Михайлович). Победителей ожидали денежные призы от 1000 до 5000 франков и серебряные вещи, видимо, в качестве призов утешительных.

Весна в том году запаздывала: в самом конце апреля в Петербурге выпал снег, горожане надели шубы. Тем не менее на Крестовском острове открыл летний сезон кружок любителей спорта. Великая княжна Мария Павловна сочеталась браком с принцем Вильгельмом Шведским, герцогом Зюдерманландским, по этому поводу был издан высочайший манифест. Почти 10 тысяч петербургских велосипедистов получили номерные знаки, и сразу вслед за этим в город пришло лето — «Погода, видимо, установилась», — радовались газеты. Госдума работала, невзирая на теплую погоду: крестьянские депутаты требовали от своих коллег других сословий, чтобы те не употребляли иностранных слов: «Вдруг нас продают?» — беспокоился один из противников «иноземщины». Заседание 10 мая и вовсе поднимало важные вопросы: «Пьют ли помещики?» и «Пьют ли депутаты?». Градоначальник Драчевский издал приказ, запрещавший сквернословие, хотя заметил, что сие все же поступок непредсказуемый. Газеты писали о модных идеях времени, тревожились, не наблюдается ли в современной морали элементов упадка, сетовали то на дороговизну продуктов, особенно мяса, что, дескать, многих петербуржцев обратило в вегетарианство, то на отток туристов по причине, впрочем, известной — «в отелях за утренний стакан кофе и зернышко сливочного масла с хлебом дерут 80 коп., за прописку паспорта — полтину, а за каждый шаг “человека” — на чай». В общем, не до праздников, знаете ли.

Торжественное открытие Троицкого моста в дни празднования 200-летия Петербурга

«ВОТ УЖ ТРИСТА ЛЕТ, КАК ПРАВИТ РОД РОМАНОВЫХ У НАС»

1913-й. 210 лет столице Российской империи — вполне рядовое событие. Его затмило значительное — 300 лет Дома Романовых. Юбилейные  торжества продолжались весь год. Петербургские отели были переполнены, заняты были места даже в недорогих меблированных комнатах, причем цены взлетели в 3–5 раз! «Комнатный кризис» — так обозначили проблему газеты. Весь май императорская семья провела в посещении российских городов — это была  часть юбилейной программы. Впрочем, председатель Совета министров Коковцов, сопровождавший царскую семью, позже напишет: «...Торжества прошли как-то бледно... везде у меня было одно впечатление — отсутствие настоящего энтузиазма... проявление скорее любопытства, нежели истинного подъема в настроении толпы». Городские депутаты, несмотря на торжества, трудились неустанно, даже умудрились расколоться на две части: одни были «за Неву», другие — «за Ладожское озеро». Это они, к слову, решали вопрос, какой «водоем» должен поставлять воду в Петербург. В споре не победил никто. 

Летом отпраздновали 200-летие «Аптекарского огорода» — Ботанического сада, в котором уже в то время насчитывалось почти 50 тысяч экземпляров растений. На Русско-Балтийском заводе  построен был первый в истории авиации (!) тяжелый многомоторный самолет. 13 мая «Русский витязь» конструкции Игоря Сикорского прошел успешные испытания в полете. А еще через два с половиной месяца установил мировой рекорд, продержавшись с семью пассажирами в воздухе 1 час 54 минуты. Газеты писали о тайной торговле вином, об ужасах гипноза, о нехватке в столице детских приютов: «Такая обстановка и создает из детей кадры тех хулиганов, с которыми тщетно многие годы борются власти и общество». Журналисты ехидничали: «Прежде балетоманы дарили подарки танцовщицам, ныне, наоборот, танцовщицы одаривают балетоманов. О времена, о нравы!»

Это был последний довоенный год. В следующем, 1914 году, началась Первая мировая война. Еще через три года к власти пришли большевики. Но это уже совсем другая история.