В Петербурге в четвертый раз вручат премию «Рукопись года» — первую премию, которая акцентирует внимание не на опубликованных книгах, а на рукописях — оригинальных авторских текстах, причем исключительно начинающих авторов.
Премия учреждена издательством «Астрель-СПб» в 2009 году. География, как всегда, широка: Севастополь, Ростов-на-Дону, Самара, Краснодарский край, Москва и, конечно, Санкт-Петербург. Наряду со «взрослыми» произведениями в коротком списке представлена детская литература, соседствуют большие формы и рассказы, жанры можно наблюдать самые разные — от фэнтези и криптологического триллера до сатиры и современной прозы.
Кто будет удостоен премии «Рукопись года» в сезоне 2012-2013, станет известно 6 июня на церемонии вручения, которая пройдет в Санкт-Петербурге. Лауреаты премии получат право издать рукопись на гонорарной основе в крупнейшем издательском холдинге страны, а также сопутствующие бонусы.
В этом году в лонг-лист премии вошли 17 претендентов, VashDosug.ru поговорил с некоторыми из них о книгах и жизни.
Константин Образцов, «Красные цепи», криптологический триллер
О книге
Мистический триллер, конспирологический детектив, роман в стиле нуар. Книга об одиночестве, жизни, смерти, отчаянии, страхе — а еще о настоящей любви, истинной доблести и чести. Действие происходит в наши дни в Петербурге, который является не только местом действия, но и его активным фоном, как нельзя лучше подходящим в качестве сцены для драматических событий, стирающих грань между реальным и сверхъестественным.
О работе над книгой
Я не решал написать или не написать «Красные Цепи». Роман написал себя сам — и использовал для этой цели меня как автора.
Работа над рукописью проходила честно. Это очень важно — абсолютная честность автора как рассказчика перед своими читателями. Им судить, насколько интересной получилась моя история, но в одном я уверен — в моей книге нет ни грамма халтуры: каждое предложение, каждое слово каждый знак есть результат труда.
Причисляете ли Вы себя к каким-то литературным течениям? Ощущаете ли себя частью современной литературы?
Не думаю, что в ситуации пост-пост-постмодернизма можно говорить об оформленных литературных течениях. Я вполне ощущаю себя частью мировой литературы в истинном, изначальном ее значении, как автор, рассказывающий увлекательную, и, может быть, поучительную историю, которая интересна читателю и по окончании которой он захочет услышать или прочесть ее продолжение.
Надеетесь ли Вы получить премию? Важна ли для Вас победа?
Любой человек надеется на победу. У каждого свое представление об успехе, свои критерии для измерения его масштаба, но, разумеется, я надеюсь хотя бы на поощрительный приз. Но что для меня действительно важно — это успех у читателей. Пусть не будет премий и номинаций, восторгов критиков и лестных отзывов друзей — но если читатель выберет мою книгу, если моя история будет интересна, значит, я победил.
Жанар Кусаинова, «Мой папа курит только "Беломор"», сборник рассказов
Это короткие истории про людей, про любовь, про то, что быть живым трудно, быть живым сложно, но нет ничего прекраснее и удивительнее, чем быть живым. В одной из историй пожилой туркмен складывает из осколков чашек и тарелок невероятной красоты беседки. Он тратит время, силы. Он говорит: «Время коротко, воды темны, нужно успеть украсить…».
О работе над книгой
Когда я писала эти рассказы, я даже не думала, что когда-нибудь они будут номинированы, я писала их как посты в социальных сетях, записки на полях, некие важные для меня истории.
Некоторые рассказы были написаны как короткие сообщения в письмах друзьям. Есть тексты, написанные тем мои друзьям , которые умерли не так давно. Когда я пишу для них, у меня возникает ощущение, что между нами устанавливается некая связь. И мне становится теплее, радостнее жить. Так что, мой метод прост, открываю блокнот, вспоминаю тех, с кем хочу пообщаться. И пишу.
Почему Вы решили участвовать в конкурсе?
Мы с моими друзьями увидели, что издательство «Астрель-СПб» проводит конкурс. Это как раз был последний день, когда можно было сдать рукопись на конкурс. И мы поспорили, смогу ли я или нет. Хватит ли у меня духу отправить на конкурс свои тексты или нет? Я застенчивый человек, и мне не всегда хватает духу заявить о себе. И подать тексты на конкурс для меня серьезное испытание. Но я все-таки преодолела свою застенчивость и выиграла спор.
Надеетесь ли Вы получить премию? Важна ли для Вас победа?
Не надеюсь. И, если совсем уж прямо говорить, без кокетства, для меня победа измеряется другим мерилом. Не премией, не дипломами. Другим. Если мои тексты принимаются читателем, если они отзываются в сердцах, в умах тех, кто их читает. Я ищу принятия, отклика. Это гораздо важнее, это то, что настоящее.
О себе
Важное про меня — я мама, у меня есть дочка, ей скоро 4 года, мы с ней любим выдумывать истории про разное, например, про приключения невидимых волков. Важное про меня — я люблю людей, мне нравится на них смотреть и слушать. Люблю тех, кого встретила и тех, кого еще встречу. Я счастливый человек. Остальное — детали.
Антон Мухин, «Князь механический», фантастический роман, стим-панк
О книге
Мир этой книги создавался из пережитого. Из пронизывающих петербургских зим. Из свидетелей того времени — стальных клепаных балок кранов и поворотных кругов паровозов, которые при желании и сейчас можно найти в Петербурге. Из мансардных окон и нештукатуренных стен красного кирпича. Из разложенных на столе старых черно-белых фотографий.
Герои родились из прочитанного. Все они — реальные, сошедшие со страниц равнодушной истории и расцвеченные воспоминаниями современников люди. И живут они в несуществующем мире теми же жизнями, которыми жили в существовавшем.
Сюжет пришел из увиденного. Из страха, в котором живут правители, и из жадности, с которой наживаются на этом страхе их слуги. Из поразительного самой своей возможностью ежедневного соседства доблести и подлости.
О работе над книгой
В книге, несмотря на то, что речь идет о несуществующем мире — Петрограде 1922 года, который остается столицей Российской империи — детально проработан исторический бэкграунд. Хотя где-то есть намеренные ошибки, допущенные в угоду форме, в целом все реконструировано по возможности точно. Поэтому часть работы была посвящена изучению исторических материалов.
Я бы назвал жанр этой книги петербургским стим-панком. Стим-панк — мир, в котором паровой двигатель не был побежден бензиновым. Развитие индустриальная цивилизация начала XX века с ее паровозами, дымящими трубами заводов, с ее страшными войнами, где впервые наравне с людьми воевали машины. Петербургский — это не только место действия, но и дух города, присутствующий в книге.
Причисляете ли Вы себя к каким-то литературным течениям? Ощущаете ли себя частью современной литературы?
Вопрос не в том, ощущаю ли я себя частью литературы. Вопрос— ощутит ли литература меня частью себя. Это действительно любопытно.
Надеетесь ли Вы получить премию? Важна ли для Вас победа?
Если нет — какой смысл участвовать?